Общая характеристика Западной Европы в XVII веке

Политика и экономика

Дворец Цвингер

 

Дворец Цвингер

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя . К середине XVII века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания — в XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

 

Наука и культура в XVII веке

В истории культуры Нового времени XVII век занимает особое положение, хронологически и стадиально располагаясь между эпохой Возрождения (пятнадцатый — начало семнадцатого века) и временем, называемым эпохой Просвещения (вторая половина восемнадцатого — начало девятнадцатого века). Часто именно с семнадцатого века начинают отсчет современной европейской истории. Причина этому — выдающиеся достижения в области естественных и точных наук, которые послужили базой для современной научной картины мира.

Художественная культура XVII века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы.

К XVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. На географической карте семнадцатого века почти не осталось белых пятен (после открытия в 1606 году Австралии В. Янсзоном единственной из крупных земель оставалась неизвестной Антарктида). Новые научно-философские представления - о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной - показали, как огромен и сложен мир. Технологическим фундаментом научного прогресса эпохи было, прежде всего, совершенствование оптических средств исследования: телескопа и микроскопа. Объектом изучения астрономов стало не только движение небесных тел, но и сами небесные тела. Микроскоп открыл новый класс объектов изучения для биологии, повлиял на теоретическую биологию (теория преформизма), анатомию, кристаллографию и, возможно, на прогресс в исчислении бесконечно малых величин в математике. Увеличение классов научных объектов повлияло на усиление классификационно-описательного элемента в науке: были предложены несколько типов классификации растений — «однодольные» и «двудольные» растения по Дж. Рею, 1670; классификация на основе различий строения венчика по Ж. Де Турнефору, 1695, и др., описание флоры и фауны той или иной страны стало одним из жанров научного труда. Другим направлением в науке стал эксперимент: в семнадцатом столетии была определена скорость света, звука, получен ряд химических соединений (серная кислота, азотная и соляная кислоты, соли), исследованы некоторые свойства атмосферы и электричества. При этом прогресс в химии и биологии был, скорее, экстенсивным: химия тех лет основывалась на идущей от Аристотеля теории четырех элементов, а в медицине, несмотря на большое число исследований отдельных органов и участков тела, а также развитие теории кровообращения (У. Гарвей — «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у живых существ», 1628) , господствующей теорией была теория ятромедицины, в соответствии с которой здоровый человек — результат гармонии содержащихся в его теле четырех элементов: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Главным направлением в науке, определившим ее прогресс в физике и математике, было не описательное, а методологическое, то есть поиск законов природы.

Понятие закона природы, давшего сильнейший стимул развитию научной мысли, предполагает корпускулярный, или телесный состав природных тел. Последнее возможно лишь при строгом разделении сфер «душевного» и «телесного». Применительно к человеку это разделение вылилось в проблему сосуществования души и тела. Философская мысль эпохи предложила различные варианты параллелизма души и тела, когда они сосуществуют, не влияя при этом друг на друга.

Разделение сфер «телесного» и «душевного» повлияло на бурное распространение «вненаучной религиозности», в том числе религиозной и мистической поэзии (Дж. Донн, Дж. Милтон, А. Поп и др.). Широко распространенная в данную эпоху мистика, чаще всего в форме натурфилософии и астрологии (Д. Ди, Э. Сведенборг, И. Беме, Р. Фладд), отделяется от сферы науки, обращаясь к внутреннему опыту автора, пережившего откровение. В семнадцатом веке по всей Европе продолжается преследование ведьм (хотя и с меньшей интенсивностью, чем в шестнадцатом); получает распространение представление о шабашах ведьм, совершающихся в определенные дни года и в определенных местах.

Семнадцатый век закономерно поднимает вопрос не только о самом знании, но и о способах его социального существования и приобретения. Появляются академии наук (Национальная академия Деи Линчеи («Академия рысьеглазых», Рим, 1603) , затем — Королевские академии Лондона и Парижа), научные журналы, унифицированные программы школьного образования.

В философии идея научного метода, устанавливающего закон природы и затем распространяющего его действие на весь мир, претворилась в идею сомнения, ставящего весь мир под вопрос и вновь обретающего мир, но уже на основе твердых принципов (картезианство).

Семнадцатый век стал веком революции не только науки, но и сценических искусств, в первую очередь, драматического театра и оперы. Драматургия Ф. Лопе де Вега, П. Корнеля, П. Кальдерона и, наконец, Мольера, придала театру статус «высокого искусства» и тот облик, который он сохраняет и по сей день. Подобную же роль в области оперного искусства сыграли композиторы К. Монтеверди, А. Скарлатти, Ж. Б. Люлли.

 

Искусство XVII века

Микеланджело Меризи да Караваджо - Лютнист

 

Микеланджело Меризи да Караваджо. Лютнист.

Искусство XVII столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В нём ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают национальные черты, показывается его место в обществе. Реальная жизнь раскрывается художниками XVII века в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескио-сатирических и комедийных ситуаций.

Литература эпохи дала соответствующий упомянутым идеям образ Робинзона Крузо, созданный английским писателем Д. Дефо (1717). Герой Дефо попадает на необитаемый остров, в чуждую ему среду, которую он подчиняет себе при помощи труда, культурных навыков и подручного материала. Аналог Крузо в социальной сфере — герой популярного в эту эпоху плутовского романа, не имеющий связей и денег, но добивающийся успеха при помощи личных качеств (романы А. Р. Лесажа и др.). В свою очередь, живописным аналогом приведенных выше идей может служить портрет семнадцатого века (часто это автопортрет), где вместо открывающейся мировой перспективы (как в живописи эпохи Возрождения) человеческое лицо как бы выступает из темноты, сосредотачивая внимание на изображенном человеке и сводя весь окружающий его мир к темному фону.

В XVII веке наступает новый этап в истории искусства: с формированием национальных государств завершается процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось художественной традицией , сложившейся в каждой стране. Однако национальное своеобразие не исключало общих черт и общих тендениций в развитии отдельных видов и жанров.

Глубокое и целостное восприятие действительности в творчестве художников ведёт к определённому синтезу в искусстве. Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом. В архитектуре усиливается стремление органически сключать здания в пространство улицы, площади, парка. Скульптура, становясь динамичнее, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектамидополняет то, что заложено в архитектурном интерьере.

В то же время в отдельных видах искусств идёт процесс формирования новых жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции. Согласно традиционной точке зрения с его культом разумной простоты и гармоночности в хронологическом отношении следовал "за" барокко оспаривая его декоративность и вычурность. Это действительно так, но при этом необходимо учитывать, что барокко был архитектурным и скульптурным языком церкви, а классицизм - светской власти. Таким образом в искусстве была отделена "сфера чувств" от "сферы разума". Классицизм стал стилистическим языком концепции "просвещённого абсолютизма", а барокко сыграло свою роль в реабилитации религиозного переживания.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает свободное от стилевых элементов реалистическое направление, проявления которого разнообразны в различных национальных школах и у отдельных мастеров.

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Искусство 17 - 18 веков. Западная Европа в 17 - 18 веках.
  3. Европа в 18 веке. Library.ru
  4. Большая энциклопедия Киридда и Мефодия.

 

Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz