Палеолит

Палеолит — огромная по протяженности эпоха от появления древнейших пралюдей ок. 2 млн. лет назад и примерно до 10-12 тыс. лет тому назад.

Прежде, чем прикоснуться к искусству, человек прошёл длительный путь в своём развитии. Человеческий род насчитывает многие тысячи лет. Около миллиона лет отделяет одного из возможных предков человека - австралопитека - от неоантропа, которого также называют кроманьонцем - человека современного типа. Это было чрезвычайно отдалённое прошлое человечества, его первобытная эпоха.

Человек современного типа (кроманьонец) появляется ок. 100 тыс. лет назад, вытесняя в Евразии неандертальцев (появившихся ок. 200 тыс. лет назад).

Уже у неандертальцев выявляются зачатки искусства, наличие погребений говорит о существовании обрядов и верований.

У кроманьонцев произведения искусства возникают ок. 30 тыс. лет назад. В эпоху позднего палеолита (40-30 тыс. лет назад) человек расселился по Европе, Азии, Африке и Америке. В это время, по-видимому, сформировались человеческие расы.

Видеофильм BBC "Прогулки с пещерным человеком"

Палеолитическое искусство

Эпоха первобытнообщинного строя составила самую длительную полосу в истории человечества. Сведения о её культуре наука черпает в археологических раскопках, в рисунках, оставленных первобытным человеком, наконец, в изучении жизни народов, ещё и сейчас пребывающих на самых ранних ступенях развития.

Художественное творчество первобытных людей не было искусством в современном его понимании. Оно не выделялось в самостоятельный род деятельности и было органически связано с другими формами жизни, подчинено практическим целям. Но искусство с самого начала несло в себе и особые свойства: оно всегда было связано с выражением чувств - как бы концентрировало в себе некое свойственное лишь человеку духовное начало.

Мироощущение древнего человека формировалось под действием никогда не покидавшего его чувства страха. Окружающий мир для него был полон скрытой враждебности. чтобы выжить, человеку нужны были не только личные качества - сила, выносливость, сообразительность. Главной опорой ему был опыт, накопленный поколениями и закреплённый в жёстких нормах поведения, во всевозможных "табу". Первобытный человек много знал - о повадках зверей и птиц, о деревьях и травах, о разливах рек и грозовых бурях. Но он не мог уяснить внутренней связи явлений. Первобытный человек был убеждён, что предметы обладают не только видимыми свойствами, но и скрытыми, что в них заключена некая мистическая сила, способная оказывать на жизнь решающее воздействие. В его сознании реальное и сверхъестественное сосуществовало, и границы между тем и другим не было. Предметы воспринимались не только по их реальным свойствам - они были "добрыми" и "злыми", расположенными к нему или несущими гибель.

Основные орудия труда в то время изготавливались из кремня, поэтому этот период в истории человечества принято называть каменным веком.

Каменный век делят на древний каменный век - палеолит, переходный период - мезолит и новый каменный век - неолит. Палеолит, в свою очередь, по уровню залегания культурных слоёв делят на ранний или нижний палеолит, средний палеолит и поздний или верхний палеолит.

Ранний (нижний) палеолит.

Ранний палеолит - наиболее отдалённая от нас эпоха истории человечества. Носителями материальной культуры являлись австралопитеки и сменившие их питекантропы. На стоянках этого периода преобладают ручные рубила и чопперы - галечные орудия, у которых оббит только один край.

Питекантропы научились охотиться на крупных животных, благодаря чему смогли не только улучшить питание, но и решить жилищный вопрос. После убийства саблезубых тигров или пещерных медведей, они занимали освободившуюся жилплощадь. Загонная охота потребовала от питекантропов лучшего взаимопонимания. Полагают, что результатом того стало появление у них зачатков речи, похожей на человеческую - т.е. состоящей не из звуков, а из слов.

Среди питекантропов находилось немало смельчаков, которые приближались к огню для исследования его свойств. Они могли заметить, что огонь не только обжигает, но и согревает, не только ослепляет, но освещает темноту, что огонь поджигает одни предметы и не трогает другие. Природный огонь редко возникает, поэтому со временем питекантропы научились поддерживать его, давая огню новую "пищу" - дрова, ветки и сухую траву. В самом конце раннего палеолита, когда жизнь без огня стала уже казаться невозможной, питекантропы научились сами зажигать огонь - трением двух кусков дерева друг о друга, высеканием искр из камня на трут или вращением палочки в куске дерева. Случайно роняя мясо в костер, питекантропы заметили, что жареное мясо вкуснее. Кроме того, оно безопасней - огонь убивает микробы и паразитов. Использование огня стало вторым, после изготовления орудий, технологическим скачком в истории человечества.

Открытие полезных свойств огня пришлось как нельзя кстати - после 35 миллионов лет теплого климата на Земле наступила поpа ледниковых периодов. Похолодание заставило питекантропов придумать ещё один способ обогрева - облачаться в шкуры убитых ими животных. Иначе говоря, у них впервые появилась и одежда.

Средний палеолит.

Начало среднего палеолита попадает на относительно теплый период. Он характеризовался теплым и сухим климатом, когда в Европе ещё сохранялась субтропическая фауна: древний слон, гиппопотам, носорог. Климат был теплее современного: средняя температура зимы — не ниже 0°. Потом пошли сначала незначительные изменения климата, потом — продолжительный переходный период и, наконец, последнее оледенение — вюрмское. В период между тёплым периодом и оледенением флора и фауна Европы полностью изменились. Новое наступающее похолодание и уменьшение количества осадков привели к тому, что растительность приняла степной характер, появились степные и тундровые ландшафты, а в фауне появились полярные виды.

Питекантропы уступили дорогу неандертальцам, окончательно исчезнув около 200.000 до Р.Х. Неандертальцы делали более совершенные орудия. Их тщательно обработанные рубила кажутся шедеврами по сравнению с рубилами питекантропов. Кроме того, неандертальцы научились расщеплять кремень на тонкие пластинки и делать из них скребки для шкур, каменные ножи, резцы, буравчики и т.д. - всего археологи насчитывают не менее 60 видов орудий неандертальцев. Новая техника обработки камня позволяет выделить времена неандертальцев в особую эпоху - средний палеолит (или же Мустьерскую эпоху).

Наряду с материальными достижениями у неандертальцев были и духовные. У них появились искусство и религия. Если предыдущие открытия были нужны для выживания, эти не были жизненно необходимы, искусство стало своеобразным выходом психической энергии у существ, достигших определенного уровня интеллекта.

Изобразительное искусство неандертальцев было очень примитивным - повторяющиеся знаки на камнях, весьма несовершенный орнамент (например в пещере де Л'Азе, Франция).

Первоначально религия выражалась в форме тотемизма - поклонения какому-либо животному. Скорее всего, тому, на которое неандертальцы охотились. Такими животными могли быть медведи, олени, буйволы, мамонты, львы. Особенно был распространен культ медведей. Тотемные животные становились символом рода. Их черепа (возможно и чучела) переносились от стоянки к стоянке.

В эпоху среднего палеолита появляются погребальные ритуалы. Неандертальский человек был первым, кто начал хоронить своих покойников в настоящих могилах, хотя и весьма примитивных и без погребальных принадлежностей. Покойников, как правило, закапывали в землю, укладывая их в позе эмбриона, возможно, надеясь, что это обеспечит ему возвращение в лоно Матери-Земли.

Возросшая сложность жизни привела к тому, что у неандертальцев появились различные культуры. Для периода 50.000 до Р.Х. выделяют не менее 5 различных археологических культур, причем Мустьерская (от которой назван весь период) лишь одна из них. Мустьерская культура преобладала в Европе. Она была самой передовой. Но были места, где техника еще напоминала ашельскую или даже более примитивную.

Поздний (верхний) палеолит.

Ещё более сложный образ жизни кроманьонцев в большей степени способствовал появлению большого количества культур. В самом деле, только на территории Сирии и Палестины археологи регистрируют около 12 культур позднего палеолита. По всему миру их, естественно, гораздо больше. Мы не знаем ни языков этих племен, ни их истории, мало известно об их интересах и духовной жизни.

По ряду признаков человечество позднего палеолита можно разделить на отдельные группы. Группа приледниковых европейских племен, как видно из названия, проживала на территории Европы, непосредственно примыкающей к ледникам. Этот регион изучен наиболее подробно (особенно Южная Франция и Северная Испания). Именно здесь находятся пещеры Альтамира, Ласко, Ла-Мадлен, Ориньяк, холм Кро-Маньон, стоянка Солютре, породившие большинство терминов, связанных с поздним палеолитом.

20.000 лет назад в донских степях (Костёнки - поселок в 40 километрах от Воронежа) жили представители т.н. костёнковской культуры.

Группа средиземноморских культур обитала в более теплом климате. Причём жили они не только по берегам Средиземного моря, но и на Кавказе, в Крыму, Иране и Индии. Здесь не требовались ни утепленные пещеры - достаточно было шалашей или каменных навесов, ни тяжелая меховая одежда. Эти люди охотились на крупных животных - леопардов, львов, буйволов, жирафов.

Одним из первых проявлений искусства человека как на европейском, так и на американском континентах было изображение рук на стенах пещер. Хотя это — просто контуры рук или их отпечатки («окрашенные руки»), но они, вероятно, были первым выражением концепции формы и способствовали появлению идеи о том, чтоб нечто вымышленное, несуществующее, может быть похожим на реальное, существующее.

Найдены многочисленные изображения ладоней, выполненные красной либо черной краской — вариация цветов, значение которой остается неизвестным для нас. Эти отпечатки исполнены двумя различными способами. Первый заключался в распылении красящего вещества через полую трубку-соломинку, на манер простейшего аэрографа; при этом сама ладонь выполняла роль экрана. В результате получался негативный отпечаток руки, окруженный ореолом в виде красочного пятна произвольной формы. Другие же отпечатки получались путем приложения ладоней, обмазанных красителем, к каменной поверхности стены; так возникали позитивы.

В эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на темы, связанные с обилием четвероногих животных. Этот тип рисунков не преследовал чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими отношение к симпатической магии. Чаще всего встречаются изображения бизонов, лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов, носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного изображения с внутренней полихромией.

Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.

При создании этих изображений в некоторых случаях для выделения деталей контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания). На ней естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное направление рогов. Судя по всему, это изображение оленя.

Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.

Техника исполнения наскальной живописи и большинства мелких произведений искусства не отличается разнообразием. 

Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие белой краски.

Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как правило, близ выхода из пещер.

В фигурах животных часто можно встретить так называемую «искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги, изображены в фас.

Также нередки случаи, когда на рисунках одни животные «накладываются» на других, относящихся к совершенно иным видам. Масштабы их изображения меняются очень сильно. Одни животные изображены в натуральную величину, другие гораздо больше, третьи — много меньше, чем в натуральную. Даже в одной сцене могут соседствовать различные масштабы изображения животных.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей "Франко-Кантабрия". Менее "густо" памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет.

В эпоху палеолита общество состояло из охотников, которые жили изолированно. Социальные связи между ними были очень слабыми. Это было время, когда действовала «экономика выживания». Ее суть в том, что люди не производили потребляемую ими пищу, а добывали ее. От успеха в добыче пищи зависело их существование. Все это заставляет предполагать, что искусство также исполняло чисто практические функции.

Изображения животных на стенах находятся в наиболее отдаленных и труднодоступных местах пещер. Значит, следует исключить возможность того, что эти изображения имели чисто декоративный характер. На рисунках изображены настоящие, естественные сцены охоты. Судя по тому, как были изображены животные, указанные сцены имели магическое предназначение: облегчить охоту на этого животного. Иными словами, посредством такой «связующей магии» во время охоты живое животное должно было получить такую же рану, как и нарисованное. Изображение животного совпадает с объектом охоты (в данном случае, реальное животное): обладать изображенным животным означало обладать и живым животным.

Точно так же частое изображение чувственных женских фигур в их материнском аспекте, с большой грудью и животом, подобные известной «Венере Виллендорфской» выражает глубокое и настойчивое желание как плодородия, так и защиты репродуктивности матери.

Это означает, что натурализм форм эпохи палеолита связан не с принципом декоративизма, а с имитацией реальности в магических действиях. Таким образом, мысль о том, что искусство есть продолжение реальности, никогда не исчезнет полностью.

В рамках палеолитического искусства изображения человека встречаются особенно редко. Изредка можно увидеть человеческие изображения — менее реалистичные, чем изображения животных, — в резьбе или в форме статуэток и крайне редко на рисунках. Как мужские, так и женские фигуры изображены обнаженными. На последних в некоторых случаях видны украшения. Если на мужских фигурах четко прорисованы черты лица (глаза, рот), то на женских это встречается гораздо реже.

Женские изображения этой эпохи представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими. Статуэтки из камня или слоновой кости, зачастую весьма схематичные и представляющие собой некое подобие двух треугольников, встречаются на пространстве от Сибири до Франции.

«Искусство эпохи палеолита, судя по всему, исчезло вместе с самим палеолитом. Двадцать тысяч лет этой эпохи, продолжавшейся приблизительно от тридцатого до десятого тысячелетия до нашей эры, стали самым древним — и самым продолжительным — процессом развития искусства в истории человечества. Его эволюция была такой же последовательной, как и эволюция искусства последующих эпох. В его истории различается длительный период детства, апогей, продолжавшийся примерно пять тысяч лет, и быстрый и постоянно ускорявшийся упадок. Следовательно, речь идет о нормальном искусстве, имевшем свой период поисков в начале, свою зрелость, свой особый опыт и даже свой академизм, который мог иногда казаться весьма скучным, если бы не был столь благоговейным». Андре Перуа-Гуран. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО ИСКУССТВА, 1968 г.  

За тысячелетия, которые длился верхний палеолит, человеческое общество не стояло на месте - развивалась техника изготовления орудий труда, они сами усложнялись и увеличивалось их разнообразие. Изменялась и техника изображений и их тематика. В соответствии с уровнем развития верхний палеолит делят на три больших периода, особенности которых мы и рассмотрим.

Период Ориньяк

На протяжении периода ориньяк-перигор (30 000 — 25 000 лет до н.э.) выделяется доминирующая роль рисунка в формах, сочетающих контурное изображение животных с наиболее выразительными деталями их характеристики. Это момент наибольшего распространения палеолитического искусства — от самых восточных районов Сибири до Средиземноморья.

В ориньякский период наиболее ранние изображения представляют собой силуэтные рисунки. Некоторые контуры выполнялись одним слитным штрихом при помощи пальца, скользившего по мягкой поверхности глины. Вначале штрихи располагались произвольно, потом — в определенном направлении, в результате образуя меандры либо круги. Ориньякский человек, должно быть, подметил легкость скольжения руки по податливой глине, из чего вытекала возможность, поставив конкретную цель, повторять эти движения до тех пор, пока не получался узнаваемый силуэт: так возникали первые, контурные изображения животных. Один из самых показательных памятников этого типа находится в Зале Иероглифов пещеры Пеш-Мерль, где сохранилось изображение северного оленя огромных размеров. Художник, изображая его, пренебрег некоторыми подробностями, сделав более лаконичными контуры тела с головой, над которой вздымаются огромные, сравнимые по длине с туловищем, рога. Поверх изображения тянутся вертикальные борозды, группирующиеся в густые скопления линий.

На этом же этапе начинается использование цвета, служащего для получения красочных отпечатков ладоней.

Этот период продолжается и логически завершается периодом перигор, для которого типично подчеркивание наиболее характерных особенностей изображаемых фигур. Его отличительная особенность — использование так называемой «развернутой» перспективы. Яркий пример — стоянка Пеш-Мерль, где можно видеть силуэт быка, чьи рога образуют почти завершенную окружность. Таким образом, их форма оказывается выявленной предельно четко: так, что оба рога видны целиком и полностью. Другой подобный пример можно видеть в пещере Ла Мут (Дордонь, Франция), это маленький рельеф, изображающий бизона и исполненный чрезвычайно точными штрихами, в котором воспроизводится та же схема с развернутыми в профиль телом и головой и фронтально воспроизведенными рогами и глазом. Еще один пример, дающий несколько иной вариант изображения рогов, можно видеть в пещере Ла Клотильда (Кан-табрия, Испания). Речь идет о нарисованном на глинистой поверхности быке или бизоне, рога которого показаны фронтально и одновременно в проекции по углом в 45°. Такой способ изображения известен как «косоугольная» или «полуразвернутая» перспектива. Это часто употребляющийся выразительный прием, впоследствии широко распространенный и известный по таким знаменитым памятникам, как пещеры Пеш-Мерль и Ласко.

Период Солютре

Солютре (25 000 — 15 000 лет до н.э.) — период господства высокого рельефа, исполненного в технике углубления окружающей поверхности. Рельефы никогда не отделяются полностью от скальной опоры и, таким образом, не обретают полноценной трехмерности круглой скульптуры. Для их выполнения используются естественные выступы скалы и убираются их части, окружающие будущий силуэт животного. Другими словами, очертания тела животного, которые следует выявить, уже как бы заключены в естественных выпуклостях скалы. При этом светотеневые эффекты способствуют тому, что изображение как бы отделяется от стены.

В солютрейский период происходит улучшение качества каменных орудий. Именно тогда появляются те из них, которые дают возможность выявлять объемы рельефов и подчеркивать детали.

Первые произведения искусства, относящиеся к этому периоду, найдены во Франции. Это массивные каменные изваяния коров на стоянке Ле Фурне дю Дьябль, в долине Бом, недалеко от Дордони. Среди прочих выделяется изображение стельной коровы с подчеркнутой моделировкой задних конечностей и самой выпуклой части брюха. Проработкой поверхности акцентированы зоны света и тени, что придает фигуре индивидуальный характер.

Период Мадлен

Мадлен (15 000 — 10 000 лет до н.э.) — последний этап развития палеолитического искусства и его кульминационная фаза. В этот период создаются изображения, отличающиеся наивысшим реализмом. Кроме того, увеличивается количество произведений мобильного искусства из кости и бивня, которые украшаются гравировками, чрезвычайно разнообразными по тематике.

Во Франции наиболее значительная группа пещер с образцами искусства периода Мадлен расположена в регионе Дордонь-Везер. По числу и качеству изображений, относящихся к различным эпохам, среди них особенно выделяется пещера Ласко.

В Пиренеях таких пещер меньше. В районе Кантабрийской горной цепи (Испания) ансамбль Апьтамиры затмевает все, найденное в других пещерах, ибо речь идет о самом значительном на Иберийском полуострове памятнике палеолитического искусства. Здесь сосредоточены изображения, выполненные в разные эпохи, среди которых — полихромные фигуры бизонов; они лучше всего показывают высокую степень жизненной правды, достигнутую в период мадлен.

Первый этап мадленской эпохи считается периодом становления, который характеризуется точностью в передаче движения и замкнутым контуром.

Средний мадлен соответствует фазе, которая считается рубежом, отмечающим начало эпохи расцвета. Достигает высочайшего уровня техника моделировки контура и оттеночно-цветовой нюансировки окрашенной поверхности. Достигается высший натурализм искусства. Линия силуэта становится толще, как это видно на изображениях в пещерах Ньё и Ле Портель, где контур фигуры бизона выведен толстой черной линией и усилен врезанными в камень бороздами в области живота и ног. При ведущей роли контурного рисунка здесь присутствуют и детали, усиливающие выразительность. Глаза, шерстный покров, вымя запечатлены со всей возможной скрупулезностью. Не забыты даже ресницы. В Черном Салоне Ньё бизоны нарисованы черной краской без какой-либо примеси. Все детали строения вымени и шерсть изображены так виртуозно, что убедительно передают даже фактуру мохнатых шкур животных. Цвет, который прежде, в период ориньяк-перигор, лишь заполнял силуэт, ограниченный контуром, теперь служит для внутренней моделировки, причем используется многообразие тонов. Постепенно исчезает искаженная перспектива, уступая место более натуралистическому изображению, более верному воспроизведению реальности, включая детали (например, глаза, показанные в профиль).

На завершающем этапе мадлена, или в его поздний период, к контурам добавляются орнаментальные формы, свидетельствующие о зарождении абстрагирующего направления в искусстве. В пещере Ла Пальега (Кантабрия, Испания) силуэт бизона очерчен гибкой и изящной закругленной линией, акцентирующей пару горбообразных выступов в области холки и тянущейся от головы до хвоста. Контур в данном случае разорван в некоторых местах, что отличает его от силуэтов, типичных для предыдущего этапа. Один из завитков, образующих бороду, переходит в линию передней ноги. Наибольшей стилизации подверглась задняя часть тела животного. На финальном этапе эпохи мадлен нарастающее упрощение форм приводит к символическим изображениям, для которых характерна абсолютная абстрактность. Растет количество произведений мобильного искусства — предметов из гравированной кости и резного камня.

Мобильное искусство палеолита

Первые вещи, сделанные человеком палеолита, имели практическое назначение. Это были предметы повседневного обихода, хотя сегодня назначение многих из них трудно определить. С ориньякского периода они уже украшались декором, но повсеместно декорирование распространяется именно в мадлене. Среди орудий, сделанных из кости или бивня, выделяются ножи, резцы, скребки, гарпуны и иглы. Обращают на себя внимание копьеметалки, а также продолговатые предметы из рога северного оленя с крючком на одном конце, имеющем вид фигуры животного, и овальным отверстием на другом.

Заключение

Художественное творчество палеолитической эпохи, достигшее таких вершин, не получило развития в эпоху мезолита. Результаты европейского мезолита в искусстве весьма небогаты и скудны. Они ограничены предметами мобильного искусства (Aziliense, Maglemosiense), исключение составляет испанская средиземноморская область, где настенная живопись переживала следующий этап эволюции — левантийское искусство. Значительным явлением продолжала оставаться и живопись севера Африки.

И напоследок

Предлагаю вам отрывок из книги Александра Никонова "Апгрейд обезьяны".

Истоки искусства

Однажды довелось мне участвовать в записи телепередачи "Культурная революция", которую ведет министр культуры Швыдкой. Тема программы была "Цивилизация убивает искусство". Певец Сюткин выступал на стороне искусства, академик-генетик Скрябин - на стороне цивилизации.

Сюткин вещал, что цивилизация убивает искусство. Скрябин позволял себе не соглашаться с титаном эстрадной мысли. Ваш покорный слуга придерживался третьей точки зрения: цивилизация искусство не убивает. Она его размывает и девальвирует. Лишает сакральности. То, что раньше было доступным и сверхценным для десятков и сотен людей, теперь доступно и потому не очень ценно для миллионов. (См. о разврате). Если пару-тройку веков назад Мону Лизу великого Леонардо могли наблюдать в год несколько десятков человек, то теперь она - предмет для многочисленных карикатур, почти пошлость. Ее видели и знают миллионы. И даже если доска с Джокондой сгорит при пожаре, сотни тысяч репродукций донесут до потомков замысел да Винчи.

То, что легко дается, мало ценится. Человечество развращено тем, что называется искусством... Это с одной стороны. С другой, искусство - понятие относительное. То, что искусство для одного, у другого вовсе не вызывает столь же большого эмоционального трепета, восторга, удивления... Для Рабиновича искусство - фуги Баха. Для Петрова - "Мурка", А глухонемой Герасим вообще не поймет, о чем идет речь. (Кстати, известно, что петровых в обществе гораздо больше, чем рабиновичей. Не зря появился термин "массовое искусство" - оно ниже качеством, чем искусство для специалистов.)

Для чего нужно искусство? Как оно появилось? И есть ли у него истоки в животном мире?

По порядку... Если бы искусство не было нужным, оно бы, конечно, не появилось. Для начала рассмотрим социальный аспект этого явления. Искусство создает общее информационное поле, в котором плавают и легко ориентируются члены сообщества. Иногда это поле бывает единым только для одной страны. "Пасть порву, моргалы выколю..,", "Асисяй", "Широко шагаешь - штаны порвешь" - вне России эти фразы останутся непонятными. Они -часть внутреннего информационного поля России. А вот "тридцать сребреников" - фраза, общая для всего христианского мира. Часть интернационального информационного поля.

Искусство, наряду с языком, создает общее понятийное пространство, которое делает нацию нацией. В этом качестве искусство зарождалось из первых примитивных мифов, легенд, сказок, былин, быличек и анекдотов. В самые древнейшие времена легко запоминаемые (из-за сюжетности) мифы и сказки были просто своего рода инструкциями, они содержали паттерны - программы поведения. Они научали детей и взрослых, как надо поступать в той или иной ситуации, несли в себе поведенческие алгоритмы. Как поступать с врагом. С другом. С ребенком...

Другая роль искусства - биологическая - сродни действию наркотиков: искусство меняет эмоциональное состояние организма. У человека есть потребность (завязанная на гормональную и другие системы) - периодически менять свое эмоциональное состояние. Наркотики и искусство с этой задачей справляются вполне. Искусство, в отличие от наркотиков, не убивает, но зато и действует не так сильно, потому что опосредованно - через органы чувств, а не напрямую химически, как наркотики. Впрочем, о наркотиках речь у нас еще пойдет. А сейчас неплохо бы ответить на вопрос о животных истоках искусства...

Если истоки разумной социальности (государство) берут свое начало в животной социальности (стая), то не сможем ли мы найти у животных и что-нибудь такое, что можно было бы назвать бескорыстной любовью к прекрасному?

Можем. И не только у приматов. Многие полагают, что бескорыстная, не обусловленная биологической потребностью любовь к прекрасному есть то, что кардинально отличает человека разумного от животных, заставляет его творить, производить искусство.

Это ошибка...

Когда я был маленький, мне удалось проследить за вороной, укравшей у меня игрушечку для маленькой новогодней елочки - это был крохотный, меньше сантиметра пластмассовый мухоморчик с ярко-красной, как и положено, шляпкой и белыми точками на ней. Увидев этот замечательный предмет, лежащий на крылечке, ворона не удержалась, схватила его и взлетела на крышу сарая, где долго любовалась своим трофеем. Хитрый Сашечка (я) подкрался поближе и стал смотреть, что эта засранка сделает с мухоморчиком. Своим мощным клювом ворона запихала игрушку в щель между покрывающим крышу толем и серой доской, которой толь был прихвачен.

Зачем сороки и вороны крадут блестящие и яркие предметы? Ответ прост: они им нравятся. Они любят блестящее. Любят совершенно бескорыстно, потому что съесть медяшку или стекляшку нельзя.

В сорочьих гнездах часто находят целые "клады" из кусочков фольги, стекляшек, шариков. Сороки, словно скупой рыцарь, любят часами перебирать свои сокровища. И не только сороки и вороны любят красотищу.

Шалашник - австралийская птица, которая строит гнезда в виде шалашиков. Но дело не в форме гнезда, а в том, что шалашники украшают свои гнезда цветами. Иногда супруги страшно ссорятся - самец, допустим, приносит и укрепляет цветок, а самка его выдергивает и выбрасывает.

Больше всего шалашники любят синие цветочки. Они вообще так любят синий цвет, что даже красят сами себя: разминают клювом синие ягоды и раскрашивают грудь в синий цвет. Австралийским хозяйкам даже приходится прятать синьку, потому что шалашники все время воруют ее. Птички научились делать кисточки из размятой древесной коры, макают эти кисти волокнами в размоченную синьку и красят себя и свой домик.

Шалашники каждый день меняют увядшие цветы на своем домике. Если цветок перевернуть "вниз головой", вернувшийся домой шалашник придет в сильное возбуждение и тут же переставит цветочек, "как надо".

Шалашники украшают даже подступы к своему жилищу - теми же цветками, ракушками... Время от времени птичка вдруг решает сменить антураж и приносит другие ракушки либо переставляет местами старые.

Наши ближайшие животные родственники - обезьяны, разумеется, тоже небезразличны к прекрасному. Если дать стае обезьян полоски ткани или зеркало, это немедленно найдет свое применение - в особенности у самок. Самки начинают активно разглядывать себя в зеркало, корчить рожи... А лоскутки ткани тут же оказываются у них на плечах, на шее.

Цирковые дрессировщики рассказывают, что обезьяны, привыкшие выступать в одежде, вскоре начинают придавать одежде большое значение: они радуются обновкам, ревниво следят за тем, во что одеты другие обезьяны, любят хвастаться обновками перед другими обезьянами, которые завистливо трогают новую одежду своей товарки.

Есть у обезьян и свое искусство. Вот что пишет об этом тот же Моррис: "Молодые шимпанзе часто пытаются выяснить, сколько шума можно произвести, колотя дубиной, топая ногами, хлопая в ладоши. Повзрослев, эти опыты они превращают в продолжительные групповые концерты. Одна за другой обезьяны принимаются топать, визжать, срывать листья, лупить по полым пням и стволам деревьев. Такие коллективные представления могут продолжаться по полчаса, а то и дольше... концерты взвинчивают членов сообщества. Среди представителей нашего вида игра на барабане также является наиболее распространенной формой самовыражения посредством музыки. С нами это происходит рано, когда наши дети принимаются проверять ударные свойства предметов - точь-в-точь как шимпанзе. Но если шимпанзе умеют лишь элементарно отбивать такт, то мы усложняем барабанный бой замысловатыми ритмами, добавляя дробь и повышая тональность звуков. Кроме того, мы производим шум, дуя в пустотелые предметы, царапая и пощипывая куски металла... Развитие сложных музыкальных форм у более примитивных социальных групп, по-видимому, играло ту же роль, что и сеансы барабанного боя и гудения у шимпанзе, а именно - всеобщее возбуждение".

Помните, я писал, что физиологическая цель искусства - менять эмоциональный настрой организма?.. Был прав. Наши человеческие концерты, посвященные Дню милиции или Налоговой полиции или просто желанию исполнителей заработать немного денег... все эти выступления сменяющих друг друга артистов - те же обезьяньи дела, посвященные самовозбуждению эмоциональной сферы. Только здорово усовершенствованные цивилизацией.

Д. Гудл, известная исследовательница обезьян, живущих на воле, описывала танец дождя у шимпанзе. Когда случается сезон дождей и на землю проливаются первые капли, у шимпанзе начинается странный обряд. Шимпанзе-зрители - это, как правило, самки и детеныши - рассаживаются вокруг полянки на деревьях. А самцы собираются в кружок и начинают топать ногами, гукать и размахивать ветками. Представление продолжается около часа, после чего все расходятся.

Известны так называемые вороньи переклички. К вечеру вороны собираются на каком-нибудь дереве и начинают ежевечерний концерт. Сначала каркает одна ворона. После некоторого обдумывания первого выступления подает голос другая, затем, после паузы, третья. Выступления длятся примерно час-полтора.

Собравшись вместе, хором поют белки, бурундуки и волки. Гиббоны вечерами исполняют хоровые песни. Причем исследователи отмечают радостный, мажорный лад их песен. Частенько поют дуэтом супружеские пары обезьян.

 

Такто вот. Так что не следует считат искусство сугубо человеческим изобретением.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  • История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  • Искусство: Учеб. пособие - хрестоматия для 9 кл. / Авт.-сост. Т. Я. Вазинская. - Мн.-:"Лимариус", 1997.
  • История древнего искусства
Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz