Природные и социальные условия формирования искусства Древнего Египта

Бог Амон-Ра -
верховное божество
Древнего Египта

Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества. Территория Древнего Египта была заселена человеком сотни тысяч лет тому назад хамитскими и другими племенами, занимавшимися первоначально охотой и рыболовством ещё в эпоху мезолита. Эти племена жили на холмах, окаймлявших долину Нила, так как сама долина представляла собой сплошное болото, которое во время разлива реки превращалась в огромное озеро. Пустыни окружали холмы, угрожая поглотить песками земли, на которых жили люди.

Каждый год после разливов Нила на земле оставался черный слой плодородного ила. За чертой разлива земля оставалась красной и безжизненной. Поэтому египтяне называли свою страну Кеме — Черная. Плодородная территория была совсем небольшой, но кормила она огромное количество народа. Угроза пустыни и численно возросшее население принудили племена организоваться. Они спускались в долину, общими усилиями строили плотины и сеть оросительных каналов для регулировки уровня воды и таким образом превращали болотистые земли в плодородные поля и луга. Долина Нила постепенно заселялась, возникали территориальные общины.

Первые примитивные государственные образования в Древнем Египте позднее получили название номов. Ном по-гречески — округ, район, египтяне называли их сепат. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, свое символическое изображение (герб) и богов-покровителей. Между номами активно велась борьба за землю, скот и рабов. После объединения Египта номы составили основу территориально-административного деления страны.

В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Появление рабов и социальное расслоение привело к зарождению классов. Вожди племён превращались в царьков-номархов. К началу 4-го тысячелетия до н. э. в долине Нила возникло около сорока деспотий-номов. В результате борьбы между ними в конце 4-го тысячелетия до н. э. образовалось два государства: Нижний Египет - в нижнем течении Нила со столицей в Буто и Верхний Египет - выше по течению со столицей в Иераконполе. Каждый из двух царей имел особого бога-покровителя, Гора и Сета. К этому времени у египтян оформилось пиктографическое (рисуночное) письмо. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.

Вся древнеегипетская литература, документы и письма были записаны на папирусе, который являлся основным писчим материалом древних египтян. Однако грамотность была доступна весьма ограниченному слою людей, так как требовала длительного обучения и материальных затрат, поэтому должность писца считалась очень престижной и доходной. Сохранившиеся школьные поучения призывают ученика быть писцом и восхваляют положение писца в противоположность всем другим профессиям. «Будь писцом! Это избавит тебя от грязной работы, защитит от труда непосильного. Не будут стоять над тобой многочисленные хозяева и бесчисленные надсмотрщики. Писец сам не делает ничего и лишь надзирает над всеми работами на земле Египта. Заметь себе это!», — такова мораль наставления писцу. Подобные наставления эпохи Среднего царства существовали во множестве списков и охотно использовались при обучении в школах в более поздние времена.

Иероглифическое письмо

Узкая долина реки — от первых нильских порогов до дельты — и область самой дельты были освоены неодинаково. Это различие на протяжении всей египетской истории сохранялось в делении страны на Верхний и Нижний Египет и отражалось даже в титулатуре фараонов, которые именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта». Двуединой была и древнеегипетская корона: фараоны носили белый верхнеегипетский и красный нижнеегипетский венцы, вставленные друг в друга. Нижний Египет рано превратился в цветущую страну с богатой культурой. Поэтому нижнеегипетские верования, нижнеегипетское божество Гор постепенно завоёвывают также Верхний Египет. Борьба номархов отразилась в мифах о борьбе Гора и Сета.

Египетское предание приписывает заслугу объединения страны первому фараону I-й династии Мине. Геродот рассказывает о том, что он основал Мемфис и был его первым правителем. Инициатива объединения страны исходила от Верхнего Египта, и Мемфис, новая столица, основанная на границе Верхнего и Нижнего Египта, стал свидетельством свершившегося объединения. С этого времени на троне восседал "великий бог", царь "Гор-Сет", подобно первому - милующий своих подданных, подобно второму - карающий. С этого времени в Египте начинается эпоха т. н. Раннего царства, которое охватывает период правления I и II династий. Наши сведения об этой эпохе очень скудны. Известно, что уже в то время в Египте существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий.

Период правления III –VIII династий называется Древним царством, его эпоха продолжалась на протяжении большей части 3 тыс. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому — самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями 4 династии — Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином).

Роспись в заупокойном храме Хатшепсут.
Новое царство.

Последующие династии отказались от строительства огромных пирамид, требовавшего крайнего напряжения сил всего населения и истощавшего ресурсы страны. Начиная с V династии, царские гробницы стали значительно ниже и строились менее основательно, однако со времени последнего царя этой династии, Унаса, внутри пирамид на стенах ходов и склепов стали высекать заклинания, связанные с заупокойным культом. Благодаря этим надписям мы знакомы с представлениями эпохи Древнего царства о загробном мире, а также со сложной системой египетских погребальных обрядов. В эпоху Древнего царства нам известны царское, храмовые и вельможные хозяйства. Ремесленники разных специальностей трудились в общих ремесленных мастерских — «палатах мастеров», где использовался принцип разделения труда.

При VI династии влияние стало переходить от столичной знати к знати областной. Постепенно номы подорвали экономическое могущество царской власти и ослабили ее политическое влияние. Около 2200 до н. э. власть мемфисских царей становится чисто номинальной: Египет распадается на независимые и даже враждующие между собой номы.

Распад страны после Древнего царства губительно сказался на состоянии ирригационной системы, требовавшей централизованного надзора и управления. Дошедшие до нас надписи этого времени (период VI-XII династий) постоянно говорят о голоде. В конце правления XI династии Египет был вновь объединен, и при XII династии положение существенно улучшилось, но затем опять последовал смутный период, вновь вызвавший упадок оросительного хозяйства. Эпоха относительного благополучия, установившегося в правление XI и XII династий (середина 22 — начало 18 вв. до н. э.), получила в истории Египта название Среднего Царства.

Тутанхамон с женой.
Рельеф на спинке золотого трона.
Новое царство

Эпоха Среднего Царства закончилась с обрывом XII династии. Вновь наступившее смутное время не привело к такому распаду страны, какой последовал за Древним царством, но на рубеже XVIII-XVII вв. до н. э. неожиданный удар по ослабленному государству нанесли гиксосы — воинственные племена кочевников-скотоводов, пришедшие, по-видимому, из Палестины. Их владычество в Египте длилось не менее 108 лет, и до самых поздних времен египтяне сохраняли память об этом нашествии как о катастрофе.

Гиксосские цари приняли титулы фараонов, но не смогли объединить под своей властью весь Египет. На исходе гиксосского владычества в Фивах появились собственные цари, которых считают основателями 17 династии. Борьбу с гиксосами начал последний фараон этой династии Камос, но заслуга их окончательного изгнания принадлежала его преемнику Яхмосу I — первому царю 18 династии (1580-1314 до н. э.). С момента освобождения Египта ведется отсчет третьего периода его расцвета — эпохи Нового царства.

Укрепив положение внутри страны, фараоны Нового царства вскоре перешли к активной захватнической политике. Первой жертвой египетской экспансии стала Эфиопия: уже при Тутмосе I, третьем фараоне XVIII династии, южная граница Египта переместилась за третьи нильские пороги.

Вскоре после смерти Тутмоса I престол перешел к юному Тутмосу III, но в течение первых 20 лет его царствования престол находился в руках его тетки, дочери Тутмоса I Хатшепсут, первой в истории Египта женщины-фараона. В ее правление была предпринята знаменитая морская экспедиция в страну Пунт, расположенную, по-видимому, на полуострове Сомали, и славившуюся своими благовониями. Правители Пунта признали власть фараонов и принесли Хатшепсут роскошные дары. Египетское господство распространилось до областей на юге Красного моря. События этого похода были отражены в настенных изображениях грандиозного поминального святилища Хатшепсут, известного как храм в Дейр-эль-Бахри.

Интерьер одной из камер скального храма Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Новое царство.

Столица Египта в эпоху Нового царства переместилась в Фивы. Главное святилище Амона в Фивах — Карнакский храм — превратился в пышное сооружение, свидетельствовавшее о мощи и богатстве Нового Царства. Грандиозный масштаб храмового строительства был отличительной чертой этой эпохи. В то же время фараоны XVIII династии окончательно порвали с традицией сооружения погребальных пирамид и перенесли царский некрополь в Долину царей — пустынное ущелье к западу от Фив.

При первых фараонах XIX династии — Рамсесе I и Сети I — столицей Египта стал оставался Мемфис. Однако фактичекой столицей Рамсес II сделал город Пер-Рамсес. Местным божеством в этом городе был Сет: его культ, как и культ мемфисского бога Птаха получили в это время широкое распространение. Однако старая египетская столица, Фивы, по-прежнему оставалась крупнейшим культовым центром.

К концу 20 династии совершился распад государства на две части — северную и южную. На юге власть перешла к верховному жрецу Амона Херихору, на севере возникла собственная династия с центром в Пер-Рамсесе (Танисе). Великая Египетская держава перестала существовать: Сирия, Финикия и Палестина не признавали больше египетского главенства, и только Эфиопия оставалась под властью египетского наместника до конца 20 династии.

В 525 до н. э. Египет был завоеван персидским царем Камбизом. На смену персидскому владычеству пришла империя Александра Македонского, который основал на побережье новую торговую гавань, названную Александрией и превратившуюся со временем в центр торговой, научной и художественной жизни, имевший мировое значение. После раздела империи Александра Египет достался одному из полководцев македонского войска — Птолемею Лагу, основавшему династию Птолемеев- Лагидов (305 г. до н. э.). Последней представительницей этой династии была знаменитая Клеопатра, чье правление завершилось в 30 до н. э. в результате завоевания Египта римским принцепсом Октавианом Августом. С этого момента Египет превращается в провинцию Римской империи.

Рамзес II. Новое царство.

Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Царствование фараонов в течение 3 тыс. лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом. Относительная географическая замкнутость Египта дала возможность развиваться культуре страны без значительных внешних влияний. Замедленный характер развития древнеегипетского общества и деспотическая власть фараонов определили застойность религиозных представлений, медленное развитие египетской культуры в целом, сохранение в течение тысячелетий сложившихся в древности канонов, правил и традиций.

Политическое устройство Египта предельно ограничивало свободу личности. Это было прочно организованное государство, в котором народ был полностью подчинён правящему классу. Это определило не только мировоззрение египтян, но и легло в основу их религии, которая освящала социальное неравенство и деспотизм.

Немаловажную роль в верованиях египтян играл фетишизм. Они поклонялись деревьям, животным, горам, рекам, планетам, считая их носителями духов. Постепенно фетиши видоизменялись, и со временем их стали изображать в виде человека с головой животного или же человека с символическим предметом.

Основным общенародным культом был культ бога растительности Озириса (Осириса). С ним связан и заупокойный культ египтян. Озирис - сам умерший и сошедший в преисподнюю - оказывает помощь всякому человеку, попавшему в царство мёртвых, если соблюдены условия в ритуале погребения.

Бог письма и мудрости Тот
привёл умершую принцессу к Озирису,
который дарует ей вечную жизнь
в загробном царстве.
(От Озириса к принцессе идёт поток анх -
символов вечности)

Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно сохранить его тело и снабдить в могиле всем, что ему необходимо было при жизни. Тело бальзамировали, а на случай несовершенства мумификации, создавали подобие тела умершего - его портретную статую. И потому ваятель в Древнем Египте назывался "санх" - "творящий жизнь". Заупокойный культ неразрывно переплёлся с обожествлением фараона.

Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства, вернее, той его части, которая дошла до нас. Найдя решение этих задач, оно уже мало видоизменялось, оставаясь на протяжении тысячелетий незыблемым и непостижимым, как и выражаемые им религиозные идеи. В культовых храмах и гробницах объединялись все виды изобразительного искусства страны. Статуи, рельефы, каждое украшение были обусловлены религией. По форме и по содержанию изобразительное искусство Египта было подчинено храмовой архитектуре.

Так возникло единство стиля, не терпящее никаких отклонений и заключённое в совершеннейшую форму. На протяжении тысячелетий в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные и ясные выразительные средства. Поэтому египетский художник не имел права вносить в своё творчество что-либо противное религии. Его искусство подчинялось раз и навсегда установленным канонам и правилам.

Однако и в пределах установленных правил мастера сумели передать сложный и величавый человеческий образ, отразить богатство мифологических представлений. И, сохраняя возникшие в древности стилевые особенности, египетское искусство всё же видоизменялось, рождая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы.

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Древний Египет - Википедия
Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz