Влияние религии Древнего Египта на его искусство

Бог мудрости Тот

Бог Нила Себек

Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожающего гармонии египетскогогосударства.

Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ.

Сложение египетского пантеона богов — сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т. д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, лягушки, крокодила и т. п.). Древнейшие тотемистические представления, по которым различные животные покровительствовали различным номам, с развитием представлений о богах, олицетворяющих силы природы, не умерли, а слились с последними. Звери и птицы превратились в «души» богов, при храмах которых они и жили. Животные считались священными, им оказывали почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов.

Солнечное божество Амон

Солнечное божество Ра

Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой — огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда солнечный бог представлялся в виде сокола или человека с соколиной головой. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа — город Гелиополь. В Древнем царстве (в XXVI–XXV вв. до н. э.) Ра становится главным богом Пантеона, и его культ приобретает общеегипетский характер.

Но великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху Нового царства (XVI–XIV вв. до н. э.) он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает также государственный характер. Центр культа — город Фивы. Изображался Амон в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Осирис и Изида

Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV (XV в. до н. э.): он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ — всемогущего солнечного диска Атона. Фараон меняет свое имя на Эхнатон, что означает «Угодный Атону», и строит новую столицу Ахетатон («Горизонт Атона»), а спустя четверть века жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков «законных» фараонов.

Воплощением солнечного божества, побеждающего силы мрака, был бог Гор, светлый сокол, сын Осириса. Миф об Осирисе и Горе особенно важен для понимания египетского искусства. Согласно мифу, бог плодородия Осирис некогда был царем Египта и научил египтян возделывать землю, сажать сады. Он был убит своим братом Сетом, олицетворявшим начало мрака и зла. Сын Осириса, Гор, вызвал Сета на поединок и победил его, после этого Гор воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Воскресший Осирис уже не вернулся на землю, он стал господином подземного царства, царем мертвых. Наследником его на земле, царем живых, стал Гор.

История Осириса есть не что иное, как трансформация древнейшего сказания земледельцев о вечном самообновлении природы, об умирающем и оживающем зерне, брошенном в землю (из этого зерна вырос потом целый сонм умирающих и воскресающих богов в разных религиях) - Осириса часто изображали с зелёной кожей, обозначая его "растительность". А Гор, возвращающий Осириса к жизни, — это животворный солнечный свет. Интересно, как фабула старого мифа была переосмыслена в рабовладельческой монархии Египта и как соединилась с культом фараонов и представлениями о загробной жизни.

Суд Озириса: Анубис сопровождает умершего в загробном царстве;
Анубис и Тот взвешивают сердце и определяют "праведность" души,
возле весов сидит Пожирательница,
которая в случае перевеса грехов съест сердце умершего;
дальше по загробному миру умершего сопровождает Ра,
который приводит его к богу загробного мира Озирису

Царствование фараонов над Египтом было одним из главнейших принципов египтеской религии в течение трёх тысяч лет, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране; он же нёс ответственность за благосостояние и правильное отправление культов многочисленных богов. Отждествляемый при жизни с Гором, после смерти фараон становился Осирисом.

Когда царь умирал и на его место короновался другой, устраивалась традиционная мистерия: нового царя объявляли богом, воплощением Гора. А похороны умершего сопровождались заупокойным обрядом, где символически воспроизводилась история гибели Осириса, оплакивания его богиней Исидой и его Воскресения. Это было нечто вроде христианской пасхальной службы. В Древнем царстве осириcские ритуалы относились только к особе фараона: впоследствии они распространились более широко и стали частью погребальной церемонии всякого знатного и богатого человека.

Один из демонов загробного мира

Египтяне верили, что загробный мир — это продолжение земной жизни, поэтому все, чем пользовался человек на земле, может понадобиться ему и в царстве мертвых. Вера в загробное существование требовала сохранить нетленным тело покойного, превратив его в мумию. В течение столетий складывалось в Египте сложное искусство мумификации, которое в древнеегипетских папирусах упоминается как «тайное искусство бальзамировщиков».

Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обёртывалась льняными бинтами, между которыми вкладывались различные амулеты, предназначенные оберегать умершего от многочисленных демонов загробного мира. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб-саркофаг. У фараона и знати было несколько саркофагов, последовательно вкладывавшихся один в другой. Последним был массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировались в зависимости от социального и имущественного положения покойного.

Когда умирал вельможа, жрец или знатный чиновник, его бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука-скарабея. На скарабее было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. Там, в подземном царстве, его встречал бог-шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, и там он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд Осириса, сопровождают тексты египетской "Книги мертвых" на длинных свитках папируса. Эти свитки содержат магические заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.

Портретная статуя
Аменхотепа III

Душа - Ба

По древнеегипетским представлениям со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие части его существа — имя «рен», душа «ба», вылетающая из тела в виде птицы с головой человека, и таинственный двойник человека «Ка», который может погибнуть от голода или жажды, может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитить магическими заклинаниями. Нужно, чтобы Ка всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее, — тогда и душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому кроме самой мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим — иначе как же Ка опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.

Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты, но выражение лица остается не расшифрованным. Преходящие переживания египтян не интересовали: ведь изображался человек, освобожденный от времени, идущий в вечность. По крайней мере, в Древнем царстве портреты были спокойно-бесстрастными.

Производство вина и ловля рыбы. Фреска из гробницы.

Но мало было сохранить тело — нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Другие древневосточные народы, у которых были сходные верования, поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его вдову и слуг и хоронили их вместе с господином. Таков был обычай, например, в Древнем Вавилоне. Но египетская религия была сравнительно гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв, она требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. Множество небольших статуэток — так называемых «ушебти» — заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризы c росписями и рельефами изображавших вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и в ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался, — и не увидели бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIX в. исследование египетских захоронений.

Зодчий Имхотеп

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно не предназначалось для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.

Понятно, что и труд художников поэтому считался священнодействием. Ведущие художники — зодчие, скульпторы и живописцы (особенно зодчие) — были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Зодчий Хемиун, руководивший строительством пирамиды Хеопса, был племянником этого царя. Художники гордились деяниями своих рук и ума едва ли не так, как цари своими победами, только гимны царей начинались словами: «Я разрушил...», «Я покорил...», а гимны художников: «Я воздвиг...», «Я соорудил...», «Я выполнил работы прекрасные...».

Сооружение в эпоху Древнего царства усыпальниц пирамид было ярким свидетельством того, сколь велика была в Египте вера в божественную силу фараона, распространявшаяся на подданных и после его смерти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, они явились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (XXVIII в. до н. э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента. Первый — создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60-метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной, отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса. Второй момент — воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали (ранние образцы заупокойных сооружений имели трапециевидную форму небольшого размера и назывались «мастаба», что означало буквально «каменная скамья»). Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть «сына бога».

Пирамида Джосера в Саккара

Пирамида Хефрена и Большой Сфинкс из Гизы

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (греческий вариант их имен), расположенные в местечке Гизе , неподалеку от нынешнего Каира (XXVII в. до н. э.). Самая грандиозная — пирамида Хеопса: ее высота — 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. Отточенная форма пирамид, основанная на пропорциях «золотого сечения», была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому как египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского Сфинкса, которого египтяне называли «отцом страха». Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы, его длина — 57 м, а высота — 20 м. Считается, что лицо Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном. Огромный Сфинкс в Гизе охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок — клафт с уреем — символом царской власти в виде изображения приподнявшейся кобры. Однако Большой Сфинкс из Гизы остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.

Великие пирамиды окружены рядом небольших усыпальниц жён фараонов и их приближённых. В такие комплексы обязательно входили святилища, большие дворы для проведения праздника Хеб-Сед (праздник обновления жизненных сил фараона), заупокойные храмы, служители которых обязаны были поддерживать культ умершего царя.

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz