Эгейское и крито-микенское искусство

К периодизации древнегреческой истории и искусства

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура) - общее название цивилизаций бронзового века на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолии).

Первые центры были открыты в результате раскопок Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). Начиная с 19 в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стенами высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы на Крите (Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро), акрополи в Микенах, Пилосе, Тиринфе, дворец на острове Тира (Фера). В новейшее время большой вклад в изучение эгейской культуры внес греческий археолог С. Маринатос.

Процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).

Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура, с этого времени остров занимает доминирующее положение в Эгейском море.

Крит

Ваза с о. Крит

На Крите во 2-ом тысячелетии до н. э. впервые на территории Европы возникло рабовладельческое общество, сформировались цветущие города Кнос, Фест, Гурния. Критяне были известны как бесстрашные мореходы, поддерживавшие оживлённую торговлю с с другими народами. Правили Критом цари, одним из которых был легендарный Минос. По имени этого царя культуру и искусство Древнего Крита называют также минойскими.

Хотя религия и играла важную роль в жизни критян, она не сковывала их мировоззрения в той мере, как это было характерно для стран Древнего Востока, и в частности, Египта. Критяне воспринимали мир в нерасчленённом природном движении. Для минойской культуры характерно стремление раствориться в окружающем, вобрать его в себя, овладеть им так, что подчас исчезают границы вещи и мира.

Лабиринт

Как и в Египте, строительное искусство процветало и на Крите. Но здесь оно носило преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. Ясно, что не религия - главная тема критского искусства. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией.

В 1580-1450 гг. до н.э. наступает расцвет единого Критского государства с центром в Кноссе, главной достопримечательностью которого являлся Кносский дворец. Помимо Кносского дворца, существовали и три других дворца в Фесте, Маллии, Като-Закро, каждый из которых, как и Кносс, являлся религиозным, культурным и хозяйственным центром своей части Крита. Центром эгейских владений Крита считается дворец на острове Тира (Фера).

Один из залов Лабиринта

Прихотливы и запутанны Критские дворцы. Они состоят из группирующихся вокруг центрального двора помещений разных размеров и форм в два - три яруса, не подчинённых никакому регулярному плану. Таков дворец в Кноссе, названный Лабиринтом из-за того, что его тронный зал был украшен изображением лабриса - двуручной секиры, священной на Крите.

Белые стены, тёмные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, - особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего. В своих дворцах критские цари жили вольготно и пышно. Главным украшением дворцовых покоев была живопись. Стены дворца заполняли росписи в виде фризов или панелей. В росписях преобладали яркие и светлые краски, которые не служили раскраской внутри контура, как в египетских фресках, а наносились цветовым пятном, динамичным, подвижным, формообразующим.

В великих аграрных цивилизациях Египта и Месопотамии точная, устойчивая и наиболее рациональная организация обрабатываемой площади соответственно определяла и характер художественного творчества, рождая стройную, расчленённую композицию.

Придворная дама ("Парижанка")

В сравнении с искусством Египта критская живопись раскрывает перед нами совершенно новый мир. Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий девушку в профиль. Огромный гла, изображённый, как в египетских росписях, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нём дышит совсем иной дух.

Игры с быком - тавромахии

Оживлённое личико, вздёрнутый нос, вишнёвый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки тёмных кудрей. Кружева и лиф привлекают сочетанием ярких голубых и пурпурных тонов. Найдя этот фрагмент, Эванс сразу же окрестил девушку "Парижанка". Так она и обозначается до сих пор в истории искусства.

Другая фреска из Кносского дворца. "Игры с быком". Такие игры занимали значительное место в религиозных обрядах критян. Огромный бык в неистовом галопе. Его нарочито удлинённая фигура своей мощной массой заполняет почти всю фреску. А перед ним, за ним и на нём самом стройные акробаты, проделывающие самые опасные упражнения. Всё в этой композиции живо, порывисто и в тоже время непринуждённо. Фигура быка с опущенной мордой и задранным хвостом кажется грациозной в своём изгибе.

Придворные

Критские дамы, разряженные и оживлённые, глядят на какое-то состязание или церемонию... Возможно, это не просто дамы, а жрицы. У них такое же одеяние как у богинь или жриц со змеями. Прекрасен смуглый юноша, несущий ритон, на фрагменте другой фрески. Прекрасен юноша с осиной талией, в диадеме, такой гордый и властный, что в исследованиях о критском искусстве его называют то "принцем", то "царём-жрецом".

Царь-жрец

На стене тронного зала Кносского дворца на красном фоне, по которому проходят светлые волны, чётко вырисовываются фигуры грифонов - полульвов, полуорлов, как бы охраняющих владыку этих мест. Их головы гордо подняты, высокие цветы обрамляют эти изящно-величественные изображения.

Одно из помещений Лабиринта

Пленительны изображения летающих рыб, дельфинов, рыб в аквариуме - мотивы, почерпнутые из мира морских глубин. Эти мотивы очень часты и в живописи, и в замечательной критской керамике, как, например, в знаменитой "Вазе с осьминогом".

У критских художников ясно чувствуется любовь к морю, к вечному движению, царящему в нём, к цветовым переливам морской волны. Каждодневное созерцание моря, море как источник главных земных благ - всё, что связано с морской стихией, отражено в содержании и стиле критского искусства, будь тофреска или раскрашенный керамический сосуд. Изменчивость и движение как основа художественного образа, волнистость узора, быстрая смена видений и поэтому стремление запечатлеть мгновенность - вот в значительной степени то новое, что дало миру искусство Крита.

Золотой кубок из Вафио

Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют золотые кубки из Вафио (Спарта), но критское происхождение которых не вызывает сомнения. С исключительной остротой и наблюдательностью на них изображены сцены ловли и приручения диких быков.

Мелкая пластика Крита, как и живопись носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, фаянсовые статуэтки изящных женщин со змеями в руках, олицетворяющих богиню растительности.

Ваза стиля "камарес"

В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX - XVIII вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в XVII - XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ); к концу XV в. до н. э. предположительно, в связи с завоеванием ахейцами) популярной становится более условная вазопись «дворцового стиля».

Ваза с осьминогом

Узенькие полоски бегущей спирали на сосудах раннего минойского периода расположены по тулову не только горизонтально, но и пересекают его наискось, ложатся на тёмную поверхность подвижными светлыми штрихами. При этом критский живописец всегда стремился рисунком подчеркнуть форму сосуда.

Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской культуры, особенно на Крите, в значительной степени пострадали от извержения вулкана Санторин на острове Тира (Фера), находившийся здесь дворец был погребен под пеплом. Это во многом ускорило упадок минойской культуры, на Крите после этого появилось ахейское (микенское) население, принесшее новую культуру. Кносс, единственный оставшийся дворец на острове, около 1400 до н. э. подвергся разрушению. В конце XIII в. до н. э. для эгейской культуры наступил глубокий внутренний кризис, нашествие дорийцев и «народов моря» привело эгейскую культуру к гибели.

Посмотреть другие иллюстрации

 

Микены

Золотая маска микенского царя
Агамемнона

Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, приобретая, однако, черты, отличающие её памятники от памятников самого Крита. Росписи в соседнем с Микенами Тиринфе более схематичны, менее живописны, чем в Кносе, хоть некоторые сцены и не лишены динамизма. Критская волшебная лёгкость исчезла вместе с несравненным критским изяществом и изобразительным мастерством.

Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и монументальной скульптуре. В отличие от от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Это уже не беспечный мир, согретый иллюзией безопасности: Пелопоннес уязвим и с моря и с суши. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид. Она характерна и для Микен, и для Тиринфа.

Мощные каменные стены не дают растекаться отдельным ячейкам здания, как это происходит в Кносском дворце, они собирают здание воедино, превращая его в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Мегароны царей в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане дворцовые изолированные постройки, состоящие из открытых сеней с двумя столбами, переднего помещения и зала с очагом посередине, считаются прототипами первых греческих храмов.

Львиные ворота - вход в Микенский акрополь

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.

Микенская керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, манера изображения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок, служивший в керамике Крита лишь декоративным узором, стал теперь выразителем сложной художественной идеи. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм.

Наметившиеся в этом древнейшем греческом искусстве черты чёткости и законченности формы, тектоники и замкнутости получат дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приёмах, керамической технике.

В начале XII века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.

Посмотреть другие иллюстрации

 

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.
Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz