Дороманское искусство

Вестготская фибула. V век.
Звериный стиль.

Варварские племена, населившие Европу в V веке, испытывали страх перед стихией природы, обожествляли природные силы, которые, даже будучи персонифицированы, как у германцев, очень редко изображались. Вообще фигура человека в искусстве варваров почти не встречается до VII века.

В искусстве Западной Европы, где орнамент был единственной формой художественного самовыражения, уже с V века в этом орнаменте сплетаются древние магические представления, страх перед стихией природы и христианские учения о греховности мира, враждебности его человеку. Но на первый план все же выступают «варварские» элементы: образы народной мифологии и фантастики, исполненные напряженного чувства жизни, орнаментальные мотивы «звериного стиля», птиц, зверей, различных чудовищ, демонов. Этот орнамент был плоскостным, линейным, составленным из плетенки, в которую включались изображения отдельных частей тел животных. Скорее всего, плетенка имела магический смысл, так же как и «звериные» компоненты орнамента. Она обладала странным, неведомым античности динамизмом. Узкие плоские полосы завиваются в спирали, неожиданно ломаются под углом, вдруг прорастают пастью или лапой зверя, хватающей бегущую полоску и замыкающей ее на момент, но потом она непременно ускользает и вновь стремится дальше, выпуская отростки и сплетаясь с соседними полосами. Орнамент этот безостановочен и неисчерпаем в своем движении. И динамизм его выражал мироощущение диких кочевых народов, вечно стремящихся в необозримые дали, смутное и беспокойное, противоположное пластической ясности и статике античного художественного мышления.

Вплоть до VIII века в искусстве Европы господствует орнамент, которым покрывается всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь, бытовая утварь, ювелирные изделия. Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали похожи на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрастался в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. В миниатюрах поводом для орнаментальной стилизации становятся и человеческие фигуры, изображения Христа или евангелистов, они всегда — геометризированных форм, в обрамлении все той же излюбленной плетенки.

 

Искусство эпохи Меровингов

Баптистерий Сен Жан в Пуатье, Франция, VII век.
В его основе - баптистерий IV века. В Меровингскую эпоху были пристроены
северная и южная апсиды, изменён западный фасад,
что придало зданию современный вид.

Группа германских племен, живших по Нижнему и Среднему Рейну, в конце V — начале VI в. завоевала Галлию и образовала Франкское государство. Ранний этап истории Франкского государства по правящей династии принято называть меровингским. МЕРОВИНГИ (лат. Merovingi), первая королевская династия во Франкском государстве (кон. V в. — 751 г.). Названа по имени полулегендарного основателя рода — Меровея, который считался сыном морского чудовища (мотив с изображением змеевидного чудовища встречается на наиболее ранних произведениях искусства меровингского периода). Фактическим основателем династии стал Хильдерик I (правил в 457-481).

К памятникам меровингского искусства относят главным образом искусство северных и центральных областей Франции. В памятниках меровингского периода явственно заметны позднеантичные традиции, галло-римские и варварские стили. Нередко в постройках использовались античные мраморные колонны. На севере Галлии пришлого населения было больше, и франкское искусство преобладало, на юге сильнее были античные традиции. Христианская архитектура возникла в Галлии до прихода франков, это были центрические (баптистерии) и базиликальные постройки. Особенностью галльской архитектуры было появление в храмах вертикальных башен, придававших силуэту церкви большую динамику (Сен-Мартен в Туре, ок. 470 года, известна по описаниям). Сохранялись навыки возведения сводов — крипта в Жуарре, Сен-Лоран в Гренобле. Знание позднеантичных традиций выдает баптистерий Сен-Жан в Пуатье (VII-VIII вв) и рельефы саркофагов.

Наиболее сильно франкское влияние сказалось в произведениях декоративно-прикладного искусства — различные формы фибул (застежек), лошадиной упряжи и оружия, украшенных геометрическим и звериным орнаментом.. Черты звериного и геометрического стиля сливались с позднеантичными мотивами. Распространена была плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато отделанного золотыми и серебряными вставками и многоцветными драгоценными камнями. Характерны фибулы, поясные пряжки, детали конской упряжи.

Важнейший раздел меровингского искусства — книжная миниатюра. В раскраске инициалов и фронтисписов преобладали яркие, простые цветовые сочетания. Литургические тексты украшались символическими изображениями, фигурами птиц и рыб, сплетенных в буквы. Орнаментально-декоративным задачам был подчинен и меровингский курсив, придававший рукописям декоративный и динамичный характер.

Посмотреть другие иллюстрации

 

Каролингское возрождение

Каролингское возрождение. Кафедральный собор в Ахене.

В 800 году в результате длительного и постепенного возвышения Франкского королевства среди других варварских королевств король Карл I Великий был коронован в Риме Папой Львом III и стал императором огромной державы, первой Империи Средневековья, включавшей современную Францию, Южную и Западную Германию, современную Бельгию и Голландию, Среднюю и Северную Италию, Северную Испанию.

Эта Империя была первым европейским государством с централизованной властью, с целенаправленной политикой, с программно создаваемыми идеологией и искусством. Культурный подъем в империи Карла Великого и его преемников на территории современных Франции и Германии в VII-IX вв. позднее был назван «Каролингским возрождением». В своем правлении Карл Великий опирался на две социальные силы — военное сословие и церковь, и этим заложил основы будущего общественного развития. Наделяя своих военачальников землями, он предопределил формирование класса феодалов, а основывая и укрепляя монастыри, превращая их в административные и военные центры, он ввел церковь в государственную систему и заключил на многие века ее союз со светской властью.

Карл Великий был выдающейся личностью, властелином, понимавшим необходимость просвещения. Он окружил себя людьми образованными и покровительствовал искусству. Он сознательно культивировал среди приближенной к нему знати античные формы образованности: в школе, основанной им, дети вельмож обучались вместе с его сыновьями поэзии, риторике, диалектике, астрономии. При его дворе создавались хроники и жизнеописания, латынь очищалась от варварских примесей, становясь ближе к языку римлян. Искусство следовало римским образцам, Империя приобщалась в своем художественном творчестве к достижениям поздней античности, стремясь возродить в новом облике величие Древнего Рима. Поэтому эпоху Карла Великого иногда называют «каролингским возрождением».

Если до IX века каменные сооружения возводились в Европе лишь изредка и имели очень скромные масштабы, то в эпоху Карла Великого каменное строительство стало нормой. Особого развития достигло строительство монастырей. Как правило, монастыри представляли сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика с ризницей при ней и библиотекой со скрипторием.

Церковные здания каролингской эпохи обладают чертами, которые не восходят к античности, но порождены новыми социальными и культовыми потребностями и указывают на будущее. Так, между трансептом и апсидой каролингской базилики часто возникает промежуточное пространство, благодаря которому здание принимает форму латинского креста. Но, быть может, самым важным новшеством каролингской архитектуры явились башни, почти не встречавшиеся в средиземноморской архитектуре, слитые с телом здания, вырастающие как по сторонам фасада, так и над средокрестием, пересечением трансепта и нефа. И верхние части, обычно деревянные, не всегда гармонировали с каменной кладкой здания, но благодаря башням уже наметился тот силуэт здания, который стал типичным для западноевропейского храма в романскую эпоху.

Огромное расширение социальных функций искусства предвещало возникновение повествовательной монументальной живописи. В императорских указах значилось: «живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг». Теперь искусство могло быть использовано как средство просвещения и поучения, светского и религиозного.

Каролингское возрождение.
Евангелист Иоанн. VIII век..

Наблюдается переход от варварской орнаментики к изобразительному и антропоморфному искусству. Важным и перспективным новшеством для европейского искусства стали антикизирующие (антик - "античный", "древний") изображения евангелистов в каролингской миниатюре. Свои черты евангелисты унаследовали от античных философов: в монастырских скрипториях копировались миниатюры с их изображениями.

Влияние позднеантичной художественной культуры в монументальной живописи проявлялось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и движений. Но вместе с тем были в ней экспрессивность, напряженность повествования — это новые черты, свойственные уже западноевропейскому Средневековью.

Помимо явно антикизирующих миниатюр в эту эпоху встречаются произведения, в которых осуществился чрезвычайно плодотворный синтез античной изобразительности и пластичности с динамичностью раннесредневекового изобразительного мышления. Страстным динамизмом проникнуты миниатюры знаменитой Утрехтской псалтыри, названной так по месту ее хранения — Университетской библиотеки в Утрехте. Сто шестьдесят пять миниатюр иллюстрируют тексты псалмов, полные метафор и сравнений. Все в этих сценах — и маленькие фигурки людей, животных, и очертания холмов и деревьев — преувеличенно подвижно, создано стремительными и беглыми штрихами пера, но вместе с тем уверенно и точно обрисовывающими и строение человеческого тела, и его жест. Здесь беспредметный прежде динамизм персонифицируется, превращается в экспрессию человеческого образа, начинает восприниматься как излучение духовной энергии персонажа, что станет главной целью всего последующего средневекового искусства, вплоть до готики.

X век оказался временем больших бедствий для Европы. Из Скандинавии в Западную Европу двинулись норманны, с востока — венгры, от Средиземноморья — арабы. Грозны и разрушительны были эти нашествия, особенно норманнов. В непрерывных войнах гибли очаги культуры и памятники искусства, расхищались несметные богатства, накопленные во дворцах и монастырях. Феодальные распри ускоряли распад каролингской государственности.

Правители каролингского государства, искусственного объединения разноязычных народов и племен, не могли утвердить на длительное время ни новый порядок, ни новое искусство, которое за свой недолгий расцвет многое возродило из пепла, многое почерпнуло из самых различных культур, но так и не создало новой законченной системы, хотя его достижения уже предвещали возможность такой системы.

В это время культурная жизнь теплилась лишь на окраинах Европы, в Испании и Англии. Единственным памятником культуры этого времени оставалась книга. Знаменательно, что самой популярной книгой стал Апокалипсис — откровение евангелиста Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи.

Посмотреть другие иллюстрации

 

Оттоновское возрождение

В конце X века на первый план в Центральной Европе выступает Германия, и особенно ее восточная часть — Саксония, оказавшаяся в благоприятном положении, далекая от больших рек, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них — Оттон I — коронуется в Риме, положив начало Священной Римской империи германской нации. Сильная монархическая власть, обеспечившая Германии не только мир и спокойствие, но и политическое преобладание в Европе, содействовали расцвету культуры.

Саксонские земли были очень удалены от Рима, и никаких следов античности, как это было на территории империи Карла Великого, там не существовало. Поэтому Оттон I и его преемники не имели последовательной программы возрождения античных традиций, хотя и опирались, как Карл Великий, на авторитет Рима. Однако каролингская эпоха оставила в наследство искусству X века достаточное количество ценных художественных идей, да и само новое столетие предъявляло к культуре и искусству свои требования. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано главным образом с монастырями и епископскими городами. Ряд исследователей рассматривает оттоновское искусство как раннюю стадию романики.

Укрепление позиций церкви привело к интенсивному церковному строительству. На покоренных землях Восточной Германии, в Саксонии, интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри, которые были форпостами христианства на востоке Империи, в зоне непрерывных военных столкновений. Заказчиками оттоновского искусства, как и каролингского, под заметным влиянием которого оно сформировалось, были императоры и церковные иерархи. Изображения этих высокопоставленных особ сохранились в миниатюрах рукописей; среди них, кроме представителей правящей династии, — епископы Эгберт Трирский, Бервард Хильдесхаймский, Герон (будущий архиепископ Кельна); аббаты Рембольд из монастыря Сент-Эммерам и Гумберт Эхтернахский, аббатиссы Хитда из Мешеде и Ута из Нидермюнстера.

Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем еле заметны следы воздействия античных форм, зато вполне определились многие специфические черты средневекового искусства. Изобразительное искусство теперь предназначено поучать народ, и его отличает графическая наглядность. Здесь берет свое начало та дидактичность средневекового церковного искусства, та его адресованность широким массам верующих, которая стала одним из его главных признаков в романскую и готическую эпоху. Крупнейшие рукописные мастерские эпохи Оттонов находились в Регенсбурге, Рейхенау, Кельне, Эхтернахе, Фульде. Самые роскошные и богато иллюстрированные рукописи изготовлялись в монастырских скрипториях, чаще всего Райхенау или Эхтернаха.

От скульптуры этого времени до нас дошли в основном распятия и реликварии; традиции художественного литья были продолжены создателями бронзовых врат Хильдесхаймского и Майнцского соборов.

Посмотреть другие иллюстрации

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

 

Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz