Интернациональная готика

К концу XIV века готика уже полностью господствовала в католической Европе, нашла отклик за Альпами, в Италии, утвердилась в Каталонии, проникла в Прибалтику. Даже в далёком Новгороде строители Грановитой палаты использовали в XV веке принципы готической архитектуры. Последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства с господством в нём канонов и твёрдо установленных планов явилась т.н. интернациональная готика.

Несмотря на то, что термин «интернациональная готика» предложили в 1890-х годах почти одновременно историки искусства Луи Куражо (Франция) и Юлиус фон Шлоссер (Австрия), использовать его в сегодняшнем значении начали только в 1960—1970-х годах. До этого для наименования использовался термин «поздняя готика» (Spatgotik) (Гурлитт в книге «Искусство и художники накануне Реформации», 1890), а также «особенная готика» (Sondergotik), относившийся к немецкой готике 1350—1550 годов. С 1960—1970-х годов «поздней готикой» решено наименовать готику после 1430 года, а предыдущий период — называть «интернациональной». Другие использовавшие искусствоведами старой школы названия: «Придворная готика» (Hofischen Gotik, art courtois), «космополитическое искусство» (art cosmopolite) или «мягкий стиль» (Weicher Stil).

Этот куртуазный стиль культивировался при дворе практически всех европейских монархов в эпоху «осени средневековья», поэтому также его называли «придворная готика». В каждой европейской стране она могла обладать своими особенностями, сохраняя при этом, тем не менее, общие, сразу узнаваемые черты. Всё же, культурный обмен был настолько интенсивным, что часто не представляется возможным определить, из какого государства и региональной школы происходит то или иное анонимное изделие. Сеть династических браков, охватившая Европу, породнила множество дворов, превратив её в единое культурное пространство, в котором свободно перемещались и предметы искусства — как подарки, и путешествующие в безопасности художники — в поисках заказов.

Её черты - аристократическая утончённость, мягкие и гибкие переходы форм, изящная отделанность рисунка, склонность к сложной символике и иносказанию, красочность, изысканность и декоративность, экзальтированность, утончённость. Как завершающий, финальный этап развития стиля, он отличается некоторым маньеризмом: экспрессивностью форм, остротой, графичностью и гротеском. Частые золотые фоны, пренебрежение пространственной глубиной, плоскостность, отсутствие свето-воздушной среды и прочие черты средневекового искусства сочетаются при этом с высокими ремесленными живописными навыками, тщательностью в разработке деталей костюма и интерьера, проработанностью драпировок, лиц, а также растений.

В архитектуре этому стилю живописи будет соответствовать т. н. «пламенеющая готика», также необыкновенно вычурная.

Однако при всём сходстве определённых черт "интернациональная готика" в разных странах обладала и ясно различимой национальной окрашенностью, за которой намечался переход к новой эпохе. Особенно сильным влияние готики оказывается на территориях Северного Возрождения: для произведений нидерландских и немецких художников её достижения всё ещё будут оставаться очень важными, в то время, как Италия уже будет вся охвачена изучением античного классического наследия. Хотя в раннее кватроченто итальянцы всё ещё находились под впечатлением от интернациональной готики — её влияние можно заметить в произведениях Карпаччо, Уччелло, Карло Кривелли и Боттичелли.

Посмотреть иллюстрации

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Искусство средних веков. www.vernisag.com.ua
  3. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. Тяжелов В. Н. — М.: Искусство, 1981.

 

Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz