Испанская готика, стиль "мудехар"

В XIII веке в Испании идёт наиболее ожесточённая борьба с арабами, а также усиливается внутренняя борьба испанцев - феодалов и горожан, добившихся от короля участия в кортесах. В готическую эпоху наиболее активно формируется испанская культура, испанский язык, складывается испанский эпос, своеобразными путями идёт развитие архитектуры и изобразительного искусства.

Готическая архитектура Испании отличается большим многообразием местных форм, обусловленных различиями в социально-экономическом и культурном укладе отдельных областей. Все же не менее ясно выявляются и некоторые общие черты, свойственные испанской готической архитектуре. В пределах этого стилевого единства достаточно четко выступают два круга памятников, которые были созданы в Кастилии и Каталонии.

Испанская готика, собор в Толедо

Испанская готика. Собор в Толедо.

Одна из особенностей испанской готики в целом — свободное нарушение строгой конструктивной логики здания — особенно сказалась во внешнем облике испанских соборов. Первоначально задуманные в соответствии с французскими образцами фасады и порталы часто оставались неоконченными, а в тело собора без определенного плана врастали бесчисленные капеллы и сакристии, многие из которых создавались уже в последующие эпохи. Здание как бы распространялось в ширину, теряло единую вертикальную устремленность.

Для испанской готики характерно также своеобразное взаимоотношение стены и декоративного убранства. В Испании преобладает гладкая поверхность стены, оформление же, сосредоточенное в виде крупных насыщенных орнаментом пятен, достигает, особенно в позднее время, необычайной, даже чрезмерной роскоши. Такой архитектурный эффект, основанный на обыгрывании орнаментированных плоскостей, по всей вероятности имеющий за собой традиции восточной архитектуры, становится характерным для всего последующего развития зодчества в Испании.

Близок к памятникам французской готики собор в Леоне (начало 13 в. —1303 г.); строитель его, архитектор Энрике, видимо, хорошо знал соборы в Амьене и Реймсе. Леонский собор создает целостное, конструктивно ясное впечатление (тем более что его фасады остались свободными от столь обычных в Испании поздних пристроек). Эт0 единственный из готических соборов Испании, стены которого почти целиком заняты большими окнами с разноцветными витражами (рис. на стр. 390, илл. 326). Вместе с тем этот наиболее стройный и гармоничный по своим пропорциям из испанских соборов кажется по сравнению с французскими суровым и тяжеловесным. Его главный фасад с четко выступающими ясно обозначенными объемами значительно более статичен. Скульптурное убранство собора, в котором имеется ряд замечательных произведений, в целом, однако, не играет столь активной роли в создании синтетического художественного образа, как в постройках Франции.

Другое выдающееся сооружение ранней испанской готической архитектуры — собор в Бургосе (1221—1567) — производит необычайно живописное впечатление. Собор построен на склоне холма, поэтому его порталы расположены на разной высоте, а обширный клуатр сделан двухъярусным.

Третье крупнейшее сооружение ранней испанской готики — собор в Толедо (около 1227—1493 г.). В его архивах сохранились имена всех архитекторов и скульпторов, работавших здесь на протяжении 250 лет; судя по этим записям, руководителем вначале был архитектор Педро Петри. Как и в Бургосе, лишь с небольшой площади можно видеть главный фасад собора, в архитектуре которого смешаны позднеготические мотивы с мотивами Ренессанса.

На Иберийском полуострове арабская культура пронизывает европейскую культуру средневековья . В Андалусии сочетание черт готической худжожественной системы с местными традициями и особенностями породило довольно своеобразное искусство.

Испанская готика, Севильский собор

Готика в Испании. Стиль "мудехар". Севильский собор

Рождается особый стиль "мудэхар", в котором сочетается и готика, и искусство арабского Востока. Мавританская ажурная восьмиконечная звезда воцаряется на сводах христианских соборов над готическими нарвюрами. Каркас не всегда торжествует над стеной. Роскошны фасады знаменитых соборов XIII века в Бургосе и Толедо. Грандиозный пятинефный Севильский собор, воздвигнутый в начале XIV века на месте арабской мечети, к колокольней, перестроенной из минарета, больше разросшийся в ширину, чем ввысь, сам очень напоминает мечеть.

Такие соборы, как правило, построены зодчими-арабами из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое завершение. главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Главным композиционным центром такого сооружения служит внутренний двор. Таким образом, в стиле "мудэхар" при взаимной национальной и религиозной вражде мы наблюдаем плодотворное переплетение культур.

Синтез скульптуры и живописи готического стиля нашёл воплощение в испанских алтарях - ретабло, украшенных живописными панно и резной рскрашенной деревянной скульптурой.

 

Посмотреть другие иллюстрации

 

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Искусство средних веков. www.vernisag.com.ua
  3. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. Тяжелов В. Н. — М.: Искусство, 1981.

 

Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz