Исторические условия развития византийского искусства

Благовещение. Фрагмент мозаичной композиции монастыря в Дафни.

Важной ступенью в развитии средневековой художественной культуры явилось византийское искусство, составляя неотъемлемую часть европейской культуры Средних веков. Причём византийская КУЛЬТУРА не имеет чётких границ, ни хронологических, ни территориальных. До основания Византийского государства зачатки будущего его искусства развивались в раннехристианском искусстве.

Символическим началом Византии считается год основания Константинополя (330), с падением которого 29 мая 1453 империя прекратила свое существование.

После того, как римский император Константин Великий в 313 году принял христианство, а в 330 году перенёс свою резиденцию в греческую колонию Византий, который с этого времени стал называться Константинополем, христианство и римско-эллинистическая культура образовали новое единство, которое, будучи усилено политически благодаря жёсткой централизации власти, дельным чиновникам и незаурядной дипломатии, ещё в течении многих столетий оказывало решающее влияние на культуру народов Западной и Восточной Европы.

С основанием Константинополя у восточных провинций Римской империи появился свой центр. Теперь не толлько Рим, но и Константинополь стали средоточием политической и культурной жизни латинского Запада и греческого Востока, где от эллинской эпохи сохранялось своеобразие уклада жизни с гораздо меньшим распространением рабства и бОльшим развитием свободного ремесла и крестьянского хозяйства, чем в западной части Империи.

В течение нескольких десятков лет шло обособление обеих половин Империи. В 395 году Римская империя окончательно распалась на Западную и Восточноую, каждая из которых стала самостоятельным государством. Ещё раньше наметилось в основных очертаниях различие Рима и Константинополя как символов западного и восточного христианства, закончившееся в XI веке размежеванием христианских церквей.

Исторические судьбы двух образовавшихся государств были различными. С конца IV века в Западной Европе началось так называемое великое переселение народов, в результате которого Западная империя оказалась разорвана на куски и превратилась в мозаику варварских королевств, где зарождались новые народности Западной Европы. Византию же мало затронула волна варваров, которая перекатившись через неё, отхлынула на территории, принадлежавшие Риму.

Если на Западе рушились все старые основы жизни, рабовладельческой экономики, античной культуры, а многочисленные некогда города были опустошены и покинуты и жизнь всё больше аграризировалась, в Византии в эту пору рабовладение уже было нежизнеспособным и не мешало развитию хозяйства феодального типа, не были прерваны традиции эллинистической культуры, огромную роль в жизни страны играли города, которых в V - VI веках было около 1000. В византийских городах ремесло и торговля оказались значительно менее затронуты кризисом, чем ремесло и торговля западных областей, благодаря тому, что Византия была расположена на важнейшем торговом пути с Востока на Запад.

«Разделение» Римской империи 395 на Западную и Восточную представляло лишь формально-правовой рубеж эпох, в то время как исторический переход от позднеантичных государственно-правовых институтов к средневековым происходил в VII-VIII вв. Но и после Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской общности народов. Среди ее ценностных ориентиров важнейшее место занимали представления о так называемой «политической ортодоксии», совмещавшие христианскую веру, хранимую Православной церковью, с имперской идеологией «Священной державы» (Reichstheologie), восходившей к идеям римской государственности. Вместе с греческим языком и эллинистической культурой эти факторы обеспечивали единство государства в течение почти тысячелетия. Периодически ревизуемое и адаптируемое к жизненным реалиям римское право лежало в основе византийского законодательства. Этническое самосознание долгое время (до XII-XIII вв.) не играло существенной роли в самоидентификации имперских граждан, которые официально именовались римлянами (по-гречески — ромеями). В истории Византийской империи можно вычленить ранневизантийский (IV-VIII вв.), средневизантийский (IX-XII вв.) и поздневизантийский (XIII-XV вв.) периоды.

Ранневизантийский период (IV - VIII вв.)

В начальный период в пределы Византии (Восточной Римской империи) входили земли к востоку от линии раздела 395 года — Балканы с Иллириком, Фракия, Малая Азия, Сиро-Палестина, Египет с преимуществено эллинизированным населением. После захвата варварами западных римских провинций Константинополь еще более возвысился как местопребывание императоров и средоточие имперской идеи. Отсюда в VI в. при императоре Юстиниане I (527-565 гг.) велось «восстановление Римской державы», после многолетних войн вернувшее под власть империи Италию с Римом и Равенной, северную Африку с Карфагеном и часть Испании. На этих территориях было восстановлено римское провинциальное управление и распространено действие римского законодательства в его юстиниановой редакции («Кодекс Юстиниана »). Однако в VII в. облик Средиземноморья был совершенно преображен в результате нашествия арабов и славян. Империя утратила богатейшие земли Востока, Египет и африканское побережье, а ее сильно сократившиеся балканские владения оказались отрезанными от латиноязычного западноевропейского мира. Отторжение восточных провинций имело следствием возрастание доминирующей роли греческого этноса. Латинский язык, прежде официальный государственный язык, выходит из употребления и сменяется греческим. В VII-VIII вв. при императорах Ираклии (610-641 гг.) и Льве III (717-740 гг.) позднеримское провинциальное деление преобразуется в фемное устройство (фем - административная область), обеспечившее жизнеспособность империи на последующие столетия. Иконоборческие потрясения VIII-IX вв. в целом не поколебали ее прочности, способствуя консолидации и самоопределению ее важнейших институтов — государства и Церкви.

Перейти к описанию особенностей ранневизантийского искусства

 

Срредневизантийский период (IX - XII века)

Империя средневизантийского периода представляла собой мировую «сверхдержаву», чья устойчивая централизованная государственность, военная мощь и утонченная культура составляли разительный контраст с раздробленностью сил латинского Запада и мусульманского Востока в тот период. «Золотой век» Византийской империи длился примерно с 850 по 1050 гг. В эти столетия ее владения простирались от Южной Италии и Далмации до Армении, Сирии и Месопотамии, давняя проблема безопасности северных границ империи была решена присоединением Болгарии (1018 г.) и восстановлением прежней римской границы по Дунаю. Были ассимилированы и подчинены империи заселившие в предшествующий период Грецию славяне.

Устойчивость экономики основывалась на развитых товарно-денежных отношениях и обращении золотого солида, чеканившегося со времен Константина I. Фемный строй позволял сохранять военную мощь государства и неизменность его экономических институтов, обеспечивавших господство в политической жизни столичной чиновной аристократии, а потому неуклонно поддерживался на протяжении всего X — начала XI вв.Императоры Македонской династии (867-1056 г.) воплощали собой идею избранности и постоянства установленной Богом власти, единственного источника земных благодеяний.

Возврат к иконопочитанию в 843 году знаменовал примирение и возобновление симфонии «согласия» между государством и Церковью. Авторитет константинопольского патриархата был восстановлен, и в IX в. он уже претендует на доминирование в восточно-христианском мире. Крещение болгар, сербов, а затем и славянской Киевской Руси расширило пределы византийской цивилизации, очертив ареал духовной общности восточноевропейских православных народов. В средневизантийский период складываются основы того, что современными исследователями было определено как «Византийское содружество» (Byzantin Commonwealth), зримым выражением которого стала иерархия христианских правителей, признававших императора в качестве главы земного миропорядка, а константинопольского патриарха как главу Церкви. На востоке такими правителями были армянские и грузинские цари, чьи независимые владения граничили с империей и мусульманским миром.

Вскоре после смерти наиболее яркого представителя Македонской династии Василия II Болгаробойцы (976-1025 г.) начался упадок. Он был вызван саморазрушением фемного строя, шедшего по мере роста слоя землевладельческой, военной по преимуществу аристократии. Неизбежное возрастание частноправовых форм зависимости византийского крестьянства ослабляло государственный контроль над ним и приводило к столкновению интересов столичной чиновной и провинциальной знати. Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к утрате Византией малоазийских (1071 г.) и южно-италийских владений (1081 г.).

Только воцарение Алексея I, основателя династии Комнинов (1081-1185 г.) и главы пришедшего вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия XII в. возродилась как могущественная держава. Она вновь стала играть активную роль в мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и не были окончательно разрешены. Большая часть Малой Азии оставалась в руках сельджуков, и поражение Мануила I (1143-1180 гг.) в 1176 г. при Мириокефалоне положило конец надеждам на ее возвращение.

В экономике Византии все более важное место начинает играть Венеция, которая в обмен на военную помощь добивается от императоров беспрецедентных привилегий в восточной торговле. На смену фемному строю приходит система проний, основанная на частноправовых формах эксплуатации крестьянства и просуществовавшая вплоть до конца византийской истории.

Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники, затем как купцы и крестоносцы. Их военная и экономическая экспансия, не прекращавшаяся с конца XI в., усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в отношениях между восточными и западными христианами. Его симптомом стала Великая схизма 1054 года, знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий. Крестовые походы и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 году и последующий раздел империи подвел черту под тысячелетним существованием Византии как великой мировой державы.

Перейти к описанию особенностей средневизантийского искусства

 

Поздневизантийский период (XIII - XV века)

После 1204 года на территориях, входивших некогда в пределы Византии, образовались несколько государств, латинских и греческих. Наиболее значительным среди греческих была малоазийская Никейская империя, чьи государи возглавили борьбу за воссоздание Византии. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь (1261 г.) начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453 гг.). Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов (молчальников). Церковные реформы конца XIV в. унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).

С начала XIV в. турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах. Особое значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных захватчиков. Церковное единство формально было восстановлено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 гг., однако оно никак не сказалось на судьбе Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии, посчитав ее изменой истинной вере. Константинополь — все, что осталось в XV в. от некогда великой империи, — был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 года он пал под натиском турок-османов. С его падением рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в I в. до н. э. Последующие (XVI-XVII) столетия нередко выделяют в так называемый поствизантийский период, когда шло постепенное угасание и консервация типологических особенностей византийской культуры, чьим оплотом стали монастыри Афона.

Перейти к описанию особенностей поздневизантийского искусства

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz