Исторические условия развития древнеримского искусства

Искусство Древнего Рима - первоначально искусство общины в Древней Италии, затем рабовладельческого города-государства и рабовладельческой средиземноморской державы - прошло долгий путь развития, изменяя свой характер и границы распространения.

История Древнеримского государства восходит к VIII веку до н.э. и завершается в V веке н.э. гибелью Рима, павшего под ударами варваров и восставших рабов.

Римская историческая традиция, сложившаяся в III веке до н.э. и носящая легендарный характер, основание Рима относит к 754 году до н.э. и связывает его с легендой об Энее и его потомках Ромуле и Реме. По археологическим данным Рим возник приблизительно в X веке до н.э. в области Лациум, где с конца 2-го тысячелетия до н.э. жили предки италийского племени латинов.

В древнейший период Рим представлял собой родовую общину. Его население состояло из 300 патриархальных родов, каждые 10 родов объединялись в курию; десять курий образовывали трибу - племя. Три племени - рамны, тиции и люцеры - составляли римский народ. Верховным органом власти являлось народное собрание мужчин, способных носить оружие (куриатные комиции). Вторым органом власти был сенат - совет старейшин родов. Сенат избирал царя, который являлся военачальником, верховным жрецом и судьёй.

В Царский период (VIII - VI века до н.э.) в римском обществе начали формироваться патриархально-рабовладельческие отношения и аграрный строй, при котором внутри общины, наряду с общественной землёй, зарождалась частная земельная собственность отдельных её членов. К этому же периоду относится и формирование двух групп населения - патрициев и плебеев. Патриции вели своё происхождение от родов, составлявших первоначальную римскую общину, и являлись её полноправными членами. Происхождение плебеев, по-видимому, связано с завоеванием Римом соседних общин, а также притоком пришлых элементов. Плебеи не входили в общину полноправных граждан, но составляли большинство населения Рима.

Покорив этрусков в конце VI века до н.э., римляне уничтожили власть царей и установили республику с выборными должностями - магистратами из патрициев. В период ранней республики собственником земли являлся лишь полноправный член гражданской общины. В первой половине V века до н.э. плебеи добились права избирать для защиты своих интересов народных трибунов на собраниях, созываемым по территориальным трибам. Изданные законы так называемых Двенадцати таблиц закрепили правовое различие между свободным и рабом, открыто выступили в защиту частной собственности.

В течение 200 лет Рим вёл длительные войны со своими соседями за расширение территориальных владений. Подчинением греческих полисов и южноиталийских племён было завершено завоевание Аппенинского полуострова. В результате образовалась федерация подчинённых Риму полисов и племён.

В обстановке постоянных войн продолжалась борьба плебеев с патрициями, приведшая к постепенному уничтожению различий в правовом положении тех и других. К 300 году до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики, верховными органами которой были сенат и народное собрание римских граждан. Наибольшие полномочия имели два консула, которые командовали армией и обладали высшей гражданской властью. Законы римской аристократической республики обеспечивали господство нобилетета - патрицианских семей и разбогатевшей верхушки плебса.

С 60-х годов III века до н.э. до середины II века до н.э. рабовладельческий Рим вёл войны за господство во всём Средиземноморье, став в результате этого мощной средиземноморской державой.

Приток рабов и ценностей из покорённых провинций обогащал государство, способствуя росту имущественного неравенства. Законы римского города-государства уже не могли обеспечить управление огромной державой. Кризис республики выразился в гражданских войнах и восстаниях рабов. Для обеспечения стабильности государства нужна была сильная централизованная власть. Временная военная диктатура (диктатура Суллы, затем коллективная диктатура триумвиров, наконец, фактически единоличное правление Цезаря) сменилась к концу I века до н.э. принципатом - наследственной диктатурой, прикрытой республиканской оболочкой. Таким образом, временная военная диктатура превратилась в монархию, а Римское государство из Республики превратилось в Империю.

К концу I века до н.э. античность, уже пережившая в эллинизме ощущение гибели, вновь стоит перед катастрофой. Восстания рабов, движения свободной бедноты, борьба провинций нанесли смертельный удар Римской рабовладельческой аристократической республике. Для стабилизации обстановки устанавливаются временные диктатуры, которые внучатым племянником Цезаря Октавианом Августом превращаются по сути дела в монархию. Стремясь избежать резкой ломки внешних форм республиканского строя, Август, подобно Цезарю, оставляет функционировать сенат, народное собрание, выборные магистраты, но все важнейшие должности в государстве (консула, трибуна, верховного жреца и т.д.) сосредоточивает в своих руках.

Античные историки характеризуют правление Августа (27 г до н.э. - 14 г. н.э.) как "золотой век" Римского государства. С подъёмом экономики после прекращения гражданских войн расцветают все виды искусства, творят лучшие римские поэты: Вергилий, Овидий, Гораций, историк Тит Ливий, складывается классический римский стиль, оказавший огромное влияние на последующее развитие западноевропейской культуры.

Высшего расцвета Римская империя достигает во II веке н.э. Однако в это же время начинается и общий кризис. Италия постепенно теряет своё преимущественное положение, а многие порвинции, наоборот, переживают расцвет.

В III веке кризис носит уже всеобъемлющий характер. В это время получает широкое распространение христианство как религия угнетённых, а сами христиане подвергаются гонениям. Но под влиянием кризиса и морального разложения господствующих классов к христианству начинают примыкать представители знати, неся в христианские общины своё имущество и свою идеологию, складывается церковная организация.

Стремясь справиться с кризисом, римляне меняют форму государства - принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишённой всяких республиканских пережитков. Первый римский доминус Диоклетиан проводит реформы, которые на короткий срок обеспечивают стабилизацию империи, ведут к некоторому оживлению торговли и ремесленного производства, укреплению обороноспособности страны. Однако центробежные силы продолжают действовать. Всё слабее становятся связи между Западом и Востоком. Из политических соображений Диоклетиан вынужден разделить Империю сначала на две, а затем на четыре части, каждой из которых правил тетрарх. Император Константин переносит столицу из Рима в Константинополь, а в 395 году Империя окончательно распадается на Западную и Восточную.

При Константине же христианство становится господствующей в Империи религией. Торжество христианской церкви сопровождается гибелью многих памятников античной культуры. Христианская литература, расширяя и усложняя христианское вероучение, закладывает основы средневековой схоластики и богословия.

В 476 году расшатанная глубоким кризисом рабовладельческой системы, ослабленная восстаниями, Западная Римская империя пала под ударами "варваров" и были расчищены пути для феодализма.

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.
Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz