|
||
Искусство Древней Греции. КлассикаК периодизации древнегреческой истории и искусства Подъём экономической и политической жизни Греции в V веке до н.э. сопровождался расцветом культуры, центром которой стали Афины, чему в немалой степени способствовал демократический строй, создавший благоприятную почву для её развития. В мировоззрении греков наметился перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира - классике. Ранняя классика. Строгий стиль.Возничий Мирон. Дискобол Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусства - ранняя, или строгая классика, - продолжавшаяся всю первую треть V века до н.э. Искусство этого времени пронизано напряжёнными поисками реалистического изображения человека, обобщающих типических образов и правдивой передачи движения. Нарастает стремление к гармоничной соразмерности частей художественного произведения, почитавшейся за его основное достоинство. Искусство обращается к сценам реальной жизни, решает задачу построения групповых композиций и проблему синтеза скульптуры и архитектуры. В архитектуре ранней классики наибольшее распространение получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности, героике полиса. Художественные произведения первой половины V века до н.э. чётки, энергичны и напряжённы. Прославленным сооружением этого периода был храм Зевса в Олимпии. В первые десятилетия V века до н.э. греческое искусство развивается в борьбе с пережитками старого, архаического стиля, уже не отвечавшего новым требованиям. Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве, но фантастическая сторона мифа отходит на второй план. В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека, причём красоты не только внешней, но и внутренней. Впервые человек выступает не как одна из составных частей космоса, равная всем прочим, а как божественный хозяин и господин природы, прежде всего своей собственной, т.е. своих чувств и желаний. Один из самых пленительных образов в мировом искусстве - всемирно известный "Возничий". Молодой победитель в беге на колесницах стоит во весь рост, держа в руках конскую упряжь. Он подобен колонне, принявшей человеческий облик. Прямолинейность фигуры несколько архаичная, но всё в ней являет образ совершенства, образ прекрасного человека вообще, без индивидуальных особенностей. От последних отзвуков архаической условности освободился в своём творчестве скульптор Мирон. Его бронзовая статуя "Дискобол" дошедшая до нашего времени только в мраморных копиях, оказала огромное влияние на развитие изобразительного искусства. В вазописи возникло навое понимание пространства, постоянными элементами композиции становились многоплановость и глубинность. Наряду с краснофигурной техникой в V веке получают широкое распространение сосуды с белой сплошной обмазкой, на которую лаком наносился рисунок.
Высокая классика.В третьей четверти V века до н.э. - в период высокой классики - разрушенные персами Афины заново отстраиваются общественными зданиями, жилыми домами, площади и улицы украшаются статуями, на акрополе на развалинах старого ансамбля храмов, ещё архаичного, воздвигается новый ансамбль, выражающий идеал полностью раскрепощённого эллинизма. Архитектура и скульптураАкрополь был в Элладе тем же, что Кремль в древнерусском зодчестве: городской твердыней, которая заключала в своих стенах храмы и другие общественные сооружения и служила убежищем для окрестного населения во время войны. Афинский Акрополь с его храмами Парфеноном и Эрехтейоном и зданиями Пропилей, величайшими памятниками греческого зодчества, - это, кроме прочего, ещё и памятник, провозглашающий веру человека в возможность всё примиряющей гармонии не в воображаемом, а во вполне реальном мире, веру в торжество красоты, в призвание человека создавать её и служить ей во имя добра. Он был воздвигнут во славу Афины, покровительницы Афин, которые были центром её культа. Место, на котором воздвигнут ансамбль Акрополя, представляло собой крутой и обрывистый холм с плоской вершиной. В основе архитектурного замысла ансамбля лежала идея свободы и совершенной гармонии, ярчайшая индивидуальность частного, плавно включающаяся в единую гармонию целого. Подчиняясь природе, композиция ансамбля зиждется не на симметричном или последовательном, как в архаике, расположении памятников, а на свободном - при безупречной уравновешенности всех частей. Над крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. Поражая воображение, величавая стройность Пропилей - торжественного входа в Акрополь, сразу же вводила посетителя в лучезарный мир красоты, утверждаемый человеческим гением. Афина По ту сторону Пропилей вырастала гигантская бронзовая статуя Афины Промахос, Афины Воительницы, изваянная Фидием. Бесстрашная дочь громовержца олицетворяла здесь на площади Акропля, военное могущество и славу своего города. Мореплаватели, огибавшие южную оконечность Аттики, ясно видели сверкающие на солнце высокий шлем и копьё богини-воительницы. Ныне площадь пуста, от всей статуи, вызывавшей в древности восхищение, остался след пьедестала. А направо, за площадью, - Парфенон, совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, под сенью которго некогда возвышалась другая статуя Афины, тоже изваянная Фидием, но не Афины-воительницы, а Афины-девы: Афины Парфенос. Он и стал центром композиции Акрополя. Гармоническое сочетание его совершенных пропорций, прекрасная соразмерность частей, правильно найденные мастабы здания и по отношению к холму Акрополя, и по отношению к человеку определяют впечатление его монументальности и значительности. Парфенон. Реконструкция В своих основных формах Парфенон - это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. Но он включает элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегчённый антаблемент, сплошной фриз, опоясывающий здание. Причём черты ионического и дорического ордера сливаются в одно целое. В архитектурном облике Парфенона, как в человеческом теле, нет прямых линий и правильных плоскостей, поэтому он кажется живым и будто выросшим из каменной глыбы Акрополя - Парфенон - это вершина античного зодчества, в которм архитекторам удалось создать ощущение гармонической ясности и свободы, воплощая в нём идею торжествующей демократии, ибо Афину Парфенос, воительницу и деву, афиняне почитали первой гражданкой своего города. Фриз Парфенона Высшую точку развития греческой классики знаменует фриз-зоофор Парфенона, изображающий праздничное шествие в честь Афины и фигуры богов. В представленных на фризе людях нет двух одинаковых лиц или фигур, и всё же каждый персонаж - не портрет того или иного афинянина, а типизированный образ - идеал греческой красоты. Да и вся процессия в целом - не рассказ о конкретном событии, а обобщённое изображение празднества. Люди и смотрящие на них боги изображены одинаково прекрасными. Дух гражданственности позволял афинянам гордо утвержать эстетическое равенство человека и богов. Дорифор Акрополь, построенный во славу богов, не подавляет человека, всё в нем сопоставимо с человеком, который возвышается до божественно-героического уровня. К началу второй половины V века до н.э. художественная жизнь протекала не только в Афинах, но и в других городах. Родом из Сикиона или Ароса происходил Поликтет, деятельность которого протекала в Аргосе. Его статуя юноши-копьеносца "Дорифор", воплощающаяся мужественный идеал доблестного гражданина-воина, полный чисто эллинского классического благородства, была воплощением разработанной им системы идеальных пропорций и закона симметрии, по которым должно строиться изображение человека. Свои теории Поликтет изложил в трактате "Канон". Согласно его пропорциональной системе, голова должна составлять 1/7 всего роста, лицо и кисть руки - 1/10, ступни - 1/6. Его система вела к утверждению известной нормативности и приземистости изображаемых фигур с несколько тяжеловесными пропорциями. ЖивописьС развитием реализма в греческом искусстве дальнейшему развитию живописи проложили дорогу два достижения: открытие линейной перспективы и обогащение живописных приёмов светотенью. Перспективные сокращения предметов по законам линейной перспективы стал применять Агафор - театральный художник. Таким приёмом он создавал иллюзию глубины пространства. Искусство светотени открыл Апполодор Афинский, который за своё открытие получил прозвище "Скиаграф", то есть "тенеписец". С именем Апполодора связывают и рождение настоящей станковой живописной картины - он стал писать темперой на грунтованных досках.
Поздняя классикаЭрехтейон. Портик кариатид Период поздней классики - это период постепенного разрушения старых идеалов, появления новых форм и образов в ответ на те политические и общественные коллизии, которые переживает Греция в это время. Трагические конфликты общественной действительности, вызвавшие более сложный взгляд на явления жизни, на человека, привели к изменению и в области искусства, которое стало приобретать противоречивый характер. В нём утрачивается вера в красоту жизни, ослабевает дух гражданственной героики. Характер поздней классики определяется развитием реалистических тенденций. Главной задачей становится передача внутреннего мира человека, его эмоций во всём многообразии их проявлений. Возникает интерес ко всему особенному, неповторимому, индивидуальному. Развивая и углубляя достижения мастеров высокой классики, художники VI века до н.э. поставили проблему передачи противоречивых переживаний человека, показа героя, вступающего в тираническую борьбу с враждебными силами окружающего мира, раздираемого глубокими сомнениями. Зарождается интерес к быту и к характерным особенностям психологического склада человека. Развитие архитектуры протекает неравномерно, Афины ещё долго продолжали оставаться центром культурной и художественной жизни, но государство уже не могло предпринимать строительство в прежних масштабах. Самым кррупным строительством конца V века до н.э. было возведение Эрехтейона, храма Афины, Посейдона и Эрехтея в Акрополе. В его формах нашли выражение настроения и идеи общества периода Пелопонесской войны. Он являет собой изящнейший шедевр ионического стиля. С трёх сторон храм имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стороне. Шесть стройных мраморных девушек в пеплосах - знаменитые кариатиды - выполняют роль колонн в его южном портике. Капители, покоящиеся у них на головах, напоминают корзины, в которой жрицы несли священные предметы культа. Капитель колонны коринфского ордера Постройки этого века следовали принципам ордерной системы, но имели ряд характерных особенностей. В них приобретали большее значение декоративные начала, поэтому сравнительно часто использовался самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей - коринфский. Появились новые композиционные приёмы, такие, например, как круглая форма сооружений. Заметно увлечение зодчих разными планами: квадратными, прямоугольными и круглыми. Чаще встречается совмещение различных ордеров. Появляются строения, в которых сочетаются черты восточной и греческой архитектуры. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений - театров, которые устраивались обычно под открытым небом. По склону холма вырубались места для зрителей - театрон, обрамлявший полукруглую орхестру - площадку, на которой выступал хор. Скопас. Менада Творчеством трёх крупнейших мастеров-новаторов: Скопаса, Праксителя и Лисиппа определяется развитие скульптуры поздней классики. Продолжая традиции высокой классики, Скопас создал свой особенный стиль. Пафос, взволнованность чувств характерны для его произведений. Его искусство несло противостояние и борьбу, трагический конфликт между личной судьбой и долгом, роком, общей закономерностью. Каждое его произведение решено своеобразно. Ставя фигуру в смелых и сложных поворотах, художник придаёт ей особую подвижность и выразительность. Пракситель. Афродита Другие настроения выражал в своих произведениях Пракситель. У него доминируют покой, нега, мечтательная задумчивость, обнажённые богини, женственные юноши, противостоящий героическому началу мир образов Афродиты, Эрота, Сатира, Гермеса с младенцем Дионисием. Он создал новый идеал женской красоты, его образ прекрасной обнажённой богини освободился от торжественной величавости, свойственной женским изображениям предыдущего времени. И в то же время в нем нет чувственного любования телом, которое начнёт проступать в статуях Афродиты эпохи Эллинизма. Лисипп был одним из самых замечательных портретистов античности. В своём искусстве он отходит от типизации, стремится к раскрытию в образе портретируемого его внутренней сущности. Лисиппу чужда была и идеализация образа.
|
||
|
||