|
||
Искусство Древнего Египта периода Древнего царства (2800 - 2300 г до н.э.)
К социально-экономической характеристике периода Особенности искусства![]() Большие пирамиды в Гизе. Период Древнего царства - это время окончательного сложения всех основных форм египетской культуры. В этот период большого развития достигли сельское хозяйство, ремёсла (гончарное, ювелирное, ткачество и др.), прорыты новые оросительные каналы, снаряжались морские экспедиции в Финикию и на остров Крит, совершались неоднократные похода на Синайский полуостров, богатый медью, в Палестину и в Нубию, изобиловавшую золотом и слоновой костью. Изо всех этих стран, кроме природных богатств пригонялись пленники, которых превращали в рабов. Постепенно усиливается власть фараонов, которые почитаются теперь как живой бог. Обычным титулом для фараона стало "бог благой". С усилением культа обожествления царя получил дальнейшее развитие заупокойный культ. ![]() Пирамида Фараона Джосера. Зодчий Имхотеп. В стремлении утвердить идею вечности загробной жизни, противопоставить её зыбкости и непостоянству жизни земной фараоны в течение всей жизни готовили себе вечное пристанище - гробницу, которая должна была своими размерами, преобладанием над всеми остальными строениями, служить их обожествлению и после смерти. С этой целью выработались определённые архитектурные формы - пирамиды. Важнейшей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилась усыпальница фараона Джосера - первое крупное сооружение, целиком воздвигнутое из камня. Она выстроена в форме пирамиды, достигает в высоту 60 метров (20 этажей) и как бы состоит из семи поставленных одна на другую уменьшающихся к верху мастаб (мастаба на арабском значит "скамья", слово служит для обозначения таких могильных построек). Каменные блоки известняка, из которых сложена пирамида, уложены без связующего раствора: устойчивость им придаёт небольшая наклонность к центру пирамиды. Вокруг пирамиды фараона были расположены молельни, заупокойные храмы, дворы, корридорообразный проход, украшенный полуколоннами. Всё вместе представляло собой сложный, но гармоничный архитектурный ансамбль. ![]() Колонны египетских храмов. Реконструкция. При строительстве этого ансамбля впервые использованы полуколонны. Они служили смысловой декорацией и были выполнены в форме священных в Египте растений - папируса и лотоса: папирусообразные - с капителью в виде обобщённо переданной раскрытой метёлки папируса, лотосообразные - с капителью в виде стилизованного цветка лотоса. Были ещё так называемые протодорические полуколонны, которые представляли собой переданную в камне связку стеблей тростника. Пирамида Джосера - первая в целом ряду усыпальниц, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды. Египетская пирамида - самое монументальное создание архитектуры вообще. В Египте монументальность стала художественным принципом, основной чертой его стиля. Сущность монументального состоит в простоте форм, не требующих для понимания тонкой восприимчивости, захватывающих с первого взгляда и говорящих своей простотой тем убедительнее, чем огромнее размеры. Подтверждением тому могут служить пирамиды фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческом варианте имён). Эти пирамиды знаменуют золотой век египетского зодчества. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях "золотого сечения". При ослепительном солнце падающие резкие и чёткие тени ещё больше подчёркивают рациональную ясность этих сооружений Простоту форм Больших пирамид постепенно сменяют всё более богатые формы и изысканные материалы. Эта тенденция проявляется в пирамидах и поминальных храмах V династии. Выработанные каноны сохраняются, но богаче и разнообразнее становится отделка, более тонко разрабатываются архитектурные детали, стены украшаются рельефами и росписями, прославляющими мощь обожествляемого фараона. ![]() Триада Микерина: Перекрытия залов и галерей теперь поддерживаются колоннами в виде связки лотосовых и папирусных бутонов или круглые с капителями в виде пальмовых листьев, цветка лотоса, водяной лилии или папируса. Такие колонны стали позднее наиболее характерными для египетской храмовой архитектуры. Статуи стоят в нишах молелен. Они подчинены архитектурной конструкции сооружения, господству правильных геометрических форм, как бы извне сковывающих композицию и фигуры, что было характерным для всех видов изобразительного искусства периода Древнего царства. Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. Условность и торжественность изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперёд, руки опущены вдоль тела или же одна опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. У сидящих фигур также фронтальная постановка, тоже близко сдвинуты или сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях. Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры. В скульптурах фараонов и вельмож художники добивались портретного сходства. При этом в древнеегипетской скульптуре чётко просматриваются две манеры изображения: точная передача индивидуальных черт, полный реализм в изображении с одной стороны и некоторая идеализация модели, выражавшая тип фараона - властелина, отрешённого от повседневной жизни и живущего в веках, с другой. ![]() Ушебти - статуэтка служанки.. В отличие от фараонов и вельмож рабы и рабыни изображались в более естественных позах. Вместе с фараоном погребались статуи слуг - "ушебти", способные силой магических формул в новом бытии своего господина выполнять ту же работу, которую совершают оригиналы изображений при жизни. Чем правдоподобнее изображение, тем больше вероятности, что оно заменит живого и способного трудиться раба. Рельефы и росписи, которыми украшались стены гробниц и храмов, также были связаны с заупокойным культом. В них нет полутонов, красочных нюансов, как и в самом пейзаже Египта. Они имели двоякое назначение: отвечать сути заупокойного культа и одновременно служить выразительным декоративным элементом архитектуры. Так как загробный мир в представлении древних египтян являлся полным подобием и продолжением реальной действительности, на стенах гробниц и поминальных храмов показывалась жизнь умершего, которая последовательно развёртывалась по поясам, повествовательно, с повторами, подчиняясь при этом строгим правилам изображения (чёткие геометрические формы и ясные силуэты) и архитектуре. В рельефах и росписях больше, чем где бы то ни было в египетском искусстве, монументальность сочетается с декоративным пониманием формы. Принцип фризового развития сюжета, типичного для рельефов Древнего царства, создаёт исключительно декоративные композиции. Фризообразная композиция воспринимается как ковёр, заполняющий всю стену сверху донизу. Такое впечатление усиливается и характером росписи - заполнением всех изображений ровным слоем красок, издалека сливающуюся в единую красочную плоскость, которая при приближении распадается на отдельные картинки, отражающие сцены из жизни. ![]() Иероглифы.
|
||
|
![]() |
|