Этапы развития готического искусства

Готика зародилась в XII векена севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т. н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Однако рамки эти в некоторой степени условны. Так, в Италии уже XIV век отмечают как период Раннего Возрождения, между тем как в Германии даже в начале XVI века были сильны традиции готического искусства.

  • В целом в готическом искусстве Западной Европы выделяют:
    • - Раннюю готику - вторая половина XII - первая четв. XIII века.
    • - Зрелую (высокую) готику - XIII век.
    • - Позднюю готику - XIV - XV век - сначала радостно сияющую своей декоративностью и потому иногда называемую «лучистой», а затем «пламенеющую», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение.
  • На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:
    • - Стрельчатая готика. Конец XII - XIII век.
    • - Лучистая готика - 1270 - 1380 гг. - в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Ярчайшим образцом лучистой готики является часовня Сент Шапель в Париже.
    • - Пламенеющая готика. Конец XIV - начало XVI века. Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь».
  • В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического искусства:
    • - Ланцетовидная готика. XIII век. - стадия развития готического стиля в архитектуре, характерным элементом которой являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. Самый ранний пример английской готики — собор в городе Дареме (ок. 1130—1133 гг.)
    • - Украшенная готика. XIV век. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.
    • - Перпендикулярная готика. XV век. Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, - такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в.
    • - Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этод период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (напр., такое как Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления - башни, высокие стены и т.п. - строили чисто для красоты.

Пройдя через века, прорываясь сквозь события, она остается с нами, она живет среди нас, она подпитывается нашим временем. Она находит свое отражение в одежде, музыке, архитектуре, являясь частью современной моды. Она охватывает жизненные вкусы тысяч молодых людей, оживая в их понимании современного мира, в их поведении, изменяясь и совершенствуясь, но, не теряя себя, не истратив своей истинной сути. Оглянитесь и вы заметите, откройте глаза, и вы увидите: она здесь, прячется за "обязательной" оберткой современности, прикрывается покрывалом утерянного, скрывается в черно-белых одеждах. Готика - это красота, скрывающаяся под печатью божественной печали, наполненная драматизмом жизненных ситуаций.

По мере роста новых буржуазных отношений, развития и укрепления централизованного государства гуманистические, светские, реалистические тенденции росли и крепли. К XV в. в большинстве стран Западной и Центральной Европы прогрессивные  силы вступили  в  открытую  борьбу  против основ  феодального общества и его идеологии. С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства — перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. В ряде областей Италии, где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, готика не получила полного развития, кризис же средневекового мировоззрения, средневековых форм искусства наступил здесь значительно ранее, чем в других странах Европы. Уже с конца XIII в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху — эпоху Возрождения.

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Искусство средних веков. www.vernisag.com.ua
  3. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. Тяжелов В. Н. — М.: Искусство, 1981.

 

Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz