|
||
Региональные особенности готического стиляАнглийская готикаОсновная статья: Готический стиль в Англии Английская готика. Переняв от Франции вслед за романским готический стиль, Англия переработала его на свой лад. В Англии готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. На характере английской готики сказались условия, определившие историческое развитие английского государства. Собор воздвигался не в центре города, а за городом, где помещался монастырь. Он гармонично вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому разрастался в первую очередь не в высоту, а вширь, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. Вмместительными были романские постройки, которые не требовали коренной перестройки. Усилия английских зодчих сосредоточивались чаще на декоративной, а не на конструктивной стороне нового искусства, нередко они как бы надевали на романское ядро готические одежды. Английская живопись и миниатюра в эпоху готики были тесно связаны с искусством Франции. Как и во французской, в английской миниатюре много элементов реальной жизни. Примером могут служить светские хроники и богослужебные книги восточноанглийской школы XIV века, из которых самая знаменитая - Псалтырь королевы Марии (1320). В своём развитии английская готика прошла несколько этапов. Отличительной чертой для каждого из них становился доминирующий декоративный или ритмический рисунок архитектуры. Принято выделять раннюю, или "ланцетовидную" (по форме окна) готику, образцы которой характерны для XIII века. на рубеже XIII и XIV веков восторжествовала "украшенная" готика, черты которй определили облик соборов в Уэльсе, Йорке, Личфилде, Экстере. В XV веке появилась "перпендикулярная" готика. Сложный декоративный рисунок нервюр, господство вертикалей и прямоугольных пересечений стали отличительными чертами собора в Глостере (1329 - 1377). Стена здесть практически исчезла. Её заменили решётки окон и арочные проёмы.
Готический стиль в ГерманииНемецкая кирпичная готика. Собор цистерианского монастыря.. Основная статья: Готическое искусство Германии Становление германской готики пришлось на сложный период в жизни страны. Созданная германскими королями Священная Римская империя распалась на ряд самостоятельных княжеств. С 30-х годов XIII века начался закат немецкого рыцарства, а с ним и феодальной рыцарской культуры. Вместе с тем подъём городов в Германии достиг расцвета только в XIV-XV вв. и сопровождался уже новыми устремлениями в немецкой культуре. "Французская манера" лишилась в Германии своеги ликующего оптимизма, упорядоченности, размеренности ритма. Немецкие мстера ощутили в готике в первую очередь её беспокойный мятущийся дух. Отражая сложные конфликты в жизни страны, они резче подчеркнули контрасты, заострили экспрессию образов, придали им драматическую, подчас экзальтированную одухотворённость. Оттого в Германии готика получила более отвлечённый, мистический , но страстный по силе выражения характер. Как и в других странах, основу готического искусства в Германии составляла архитектура, в которой с сохраняющимися романскими традициями сочетаются драматизм и экспрессивность, отличающие немецкую готику. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствует обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремлённость вверх получает предельное выражение. Часто встречается тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного или скульптурного декора. Во второй трети XIII века в Германии пережила расцвет монументальная готическая скульптура. Она раньше, чем архитектура, откликнулась на французские новшества. Скульпторы помещали готическую по духу скульптуру в ущё романские по стилю постройки. В немецкой скульптуре резко обозначились черты экспрессии и характерности. В позднеготической немецкой скульптуре, так же, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей - все те черты, которые характеризуют упадок и разрушение художественного стиля. Соединение религиозной экзальтации с жёсткой натуралистичностью особенно заметно в деревянной скульптуре "Распятий" и "Оплакиваний". Натуралистичность деталей очень ярко выражена в скульптуре хора Кёльнского собора и в фигурах т.н. Прекрасного колодца в Нюрнберге. В XIII веке в немецкой монументальной живописи получил распространение "зубчатый стиль", названный так по характеру динамичных зигзагообразных складок одеяний. Одним из лучших примеров росписей "зубчатого стиля" является живопись плафона Михаэльмкирхе в Гильдесхейме (ок. 1240 г.), где наметился переход к более подвижному и обострённому одухотворённому началу в трактовке образов.
Испанская готикаИспанская готика. Севильский собор. Стиль "мудехар".. Основная статья: Готический стиль в Испании В Испании сочетание черт готической худжожественной системы с местными традициями и особенностями породило довольно своеобразное искусство. Рождается особый стиль "мудэхар", в котором сочетается и готика, и искуссвто арабского Востока. Мавританская ажурная восьмиконечная звезда воцаряется на сводах христианских соборов над готическими нарвюрами. Каркас не всегда торжествует над стеной. Роскошны фасады знаменитых соборов XIII века в Бургосе и Толедо. Грандиозный пятинефный Севильский собор, воздвигнутый в начале XIV века на месте арабской мечети, к колокольней, перестроенной из минарета, больше разросшийся в ширину, чем ввысь, сам очень напоминает мечеть.
Особенности готического стиля в ИталииОсновная статья: Особенности готического искусства в Италии В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, витражные "розы". Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, т1229-1372; собор в Орвието, 1295-1310). Заимствуя некоторые элементы готики, итальянцы оставались чужды самой системе. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплётами.
Интернациональная готикаОсновная статья: Интернациональная готика К концу XIV века готика уже полностью господствовала в католической Европе, нашла отклик за Альпами, в Италии, утвердилась в Каталонии, проникла в Прибалтику. Даже в далёком Новгороде строители Грановитой палаты использовали в XV веке принципы готической архитектуры. Последней данью унифицирующим тенденциям средневекового искусства с господством в нём канонов и твёрдо установленных планов явилась т.н. интернациональная готика. Её черты - аристократическая утончённость, мягкие и гибкие переходы форм, изящная отделанность рисунка, склонность к сложной символике и иносказанию, красочность, изысканность и декоративность, экзальтированность, утончённость. Как завершающий, финальный этап развития стиля, он отличается некоторым маньеризмом: экспрессивностью форм, остротой, графичностью и гротеском. Частые золотые фоны, пренебрежение пространственной глубиной, плоскостность, отсутствие свето-воздушной среды и прочие черты средневекового искусства сочетаются при этом с высокими ремесленными живописными навыками, тщательностью в разработке деталей костюма и интерьера, проработанностью драпировок, лиц, а также растений.
|
||
Вернуться: Вас также может заинтересовать::
|
||