Региональные особенности романского искусства

Романский стиль в искусстве Франции

Средневековое искусство, Романский стиль в искусстве Франции, рельеф собора Сен Лазар в Отёне

Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250).

Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.).

Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в.).

На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.).

Средневековое искусство, Романский стиль в искусстве Франции, рельеф церкви Сен-Мадлен в Везеле

Тимпан церквы Сен- Мадлен в Везле. XII в.

Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66 и 1100—30).

Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).

Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

Средневековая архитектура, Романский стиль в искусстве Франции, Донжон

Донжон.

Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв. Хотя общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. Центральное произведение монументальной живописи — росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI — начало XII вв.). Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. В 1028—72 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их автором считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чье имя дошло до наших дней.

Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн. В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности, это проявляется и в сюжетах, и в манере исполнения. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. статью.)

 

Романский стиль в искусстве Германии

Средневековое искусство, Романский стиль в искусстве Германии, рельеф церкви Са-Михаэль в Хильдесхайме

Адам и Ева. Рельеф церкви Санкт-Михаель в Хильдесхайме.

В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33). Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях, и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в.), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в.) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240).

На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237).

Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.

Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов; на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Сначала это были рельефные вставки, позднее — развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.д. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (ок. 1230). На грани светского и религиозного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в соборе Мерзебурга. В этот период в Германии появился один из первых в средневековом искусстве светских памятников — фигура бронзового льва перед замком Данквардероде в Брауншвейге. (Более подробно о скульптуре Германии в романский период см. статью.)

В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв.) наступил расцвет немецкой живописи. Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в.), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др.). Изображения даются на условных архитектурных фонах, либо на цветных горизонтальных полосах. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.

Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». Другим центром искусства миниатюры был Трир. О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Это сборник писем папы Григория Великого. Сама книга не сохранилась, но до нашего времени дошли две миниатюры.

 

Романский стиль в искусстве Англии

Средневековое искусство, Романский стиль в искусстве Англии, Виндзорский замок

Замок в Виндзоре.

В Англии к моменту нормандского завоевания в 1066 г. была создана превосходная школа книжной миниатюры, влияние которой ощущалось на материке. Напротив, островная архитектура — хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (1049—65) был учтен опыт континентальных мастеров — пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже).

Специфической особенностью английского культового зодчества стало соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. В силу этого протяженность нефов и хора была увеличена, более того — они становились почти равными друг другу. Вытянутость планов стала чрезвычайно характерна для соборов Англии, узкие трехнефные здания достигали в длину 170 м. Увеличилась и протяженность трансепта. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Композиция западного фасада варьировалась.

Из Нормандии пришла традиция двухбашенного западного фасада (собор в Дареме, XI—XII вв.). Исходя из местной традиции на западном фасаде возводили только одну башню (собор в Или). Английские зодчие долгое время предпочитали деревянные перекрытия. Однако в соборе Дарема сначала боковые нефы (1096), а затем и центральный (1130—33) были перекрыты ребристыми сводами, что позволило сохранить освещение верхнего яруса.

Интерьеры романских храмов Англии поражают разнообразием архитектурной фантазии. Внушительность сочетается здесь со стремлением к сложным обработкам и подразделениям (интерьеры соборов в Ромзи, XII в., и Саутуэлле, первая половина XII в.).

В наружном облике английских храмов зодчие отдавали предпочтение архитектурному декору. Они членили поверхность стены арочными проемами и различными типами аркад, проявляя при этом завидную изобретательность. Фасады обладают поэтому своеобразной «двухслойностью». Собор в Или в этом смысле является одним из величественных и наиболее «английских» романских зданий. Скульптура играла в облике английских соборов подчиненную роль.

Живописное искусство Англии романской эпохи сохранилось, главным образом, на страницах рукописных книг. Они были созданы по преимуществу в скрипториях на юге страны. Наиболее значительными были мастерские Кентербери и Винчестера.

 

Романский стиль в искусстве Италии

Средневековое искусство, Романский стиль в искусстве Италии, Пизанский собор

Пизанский собор.

В Италии раннее развитие городов наложило отпечаток на характер зодчества XI—XII вв. Наряду с обычными для всей Европы замками, крепостями, монастырскими комплексами здесь развивалась и собственно городская архитектура. Возник тип многоэтажного богатого жилого дома, строились здания цехов и торговых гильдий.

В культовом зодчестве итальянские строители стойко придерживались базиликального типа для храмов и центрического для крещален; кампанилы (колокольни) в плане были круглыми или квадратными. Главными центрами романской архитектуры в Италии были Ломбардия и Тоскана.

Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. В их убранстве применялись лизены, карликовые галереи, выносные портики-крыльца, скульптурный декор. К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (1117—55), собор в Модене (1099—1164 и первая четверть XIII в.). Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 — 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Фасад пармского собора украшен легкими аркадами и портиками, карликовые галереи придают ему ажурность. Восьмигранное здание пармского баптистерия опоясано шестью воздушными галереями и прекрасно сочетается с фасадом собора. Сооружение пармского баптистерия и его скульптурная декорация связаны с именем Бенедетто Антелами. Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (XI—XIV вв.), в Тоскане.

Чрезвычайным своеобразием отличалась в XI—XIII вв. художественная жизнь Южной Италии и Сицилии. В Сицилии в эпоху норманнского господства возник особый архитектурный стиль, сочетавший восточную роскошь с элементами западной и византийской архитектуры (Палатинская капелла в Палермо,1131—43). Богатством наружного декора восточной части поражает собор Санта-Мария Нуова в Монреале (1174—89), где доминирует мотив стрельчатой арки, но перекрытия здания стропильные.

Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры. Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Центральный памятник романской живописи на юге Италии — фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых связано с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (1058—87), поклонника византийской культуры. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Его программа включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене. Живописцы переработали византийские образцы в романском духе: росписи стали экспрессивнее и тяжелее по формам, иконография дополнилась западными элементами эсхатологического плана. Фигуры в композициях грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями, при этом художники не всегда понимали суть византийского живописного приема.

Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья — житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа римского художника поражает своей изысканностью и тонким колоритом. Полны деликатности и благородства орнаментальные мотивы, особенно бордюр под сценами из жизни св. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно, искусством античной поры.

Большое воздействие на развитие романской живописи Европы оказали сицилийские мозаики (Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Монреале), особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, созданное византийскими и местными мастерами. Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему, расширять ее за счет повествовательных сюжетов — этого требовала протяженность нефов. Усилилось поэтому действенное начало, появилось желание связать сюжеты между собой, пронизать их непрерывностью повествования. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер коврового заполнения стен.

Важную сторону развития итальянской живописи XII—XIII вв. составили станковые произведения — живописные триптихи и распятия. Мы их встречаем в Лацио, Пизе, Лукке.

Мастерство итальянских живописцев проявилось также в искусстве иллюстрирования книги. Ведущее место среди книгописных мастерских занимала школа монастыря Монтекассино. Миниатюры украшали также и светские книги.

Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII — начала XIII вв. — Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг.). Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора — рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в.). Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида и пророка Иезекиля представляют собой скорее статуи, помещенные в нишах, чем высокие рельефы.

 

Романский стиль в искусстве Испании

Искусство средних веков, Романский стиль в искусстве Испании

Изображение Христа из церкви
Святого Климента в Тауле.
Около 1123 года.

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в.) и городских укреплений. Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов. От последних были восприняты двойные ряды стен и ступенчатые зубцы, но, в отличие от мавров, строивших стены из кирпича, испанцы возводили их исключительно из камня. Среди памятников гражданского зодчества почти неизменным дошел до наших дней город-крепость Авила (начало строительства 1090). Культовая архитектура Испании XI—XII вв. достаточно многообразна в своих решениях. Восточная область страны — Каталония — оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (1066—1085/90). Наиболее важная постройка средневековой Испании — собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/78—1088, 1100—28) в Галисии. Перестройки XVII—XVIII вв. значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII — начало XIII вв.).

Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Около 1200) и миниатюра. Основу формирования стиля романской испанской живописи составил мосарабский элемент с его склонностью к линейным контурам и напряженным, подчас диссонирующим красочным сочетаниям. Произведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона. Большая часть сохранившихся монументальных росписей — ныне почти все они перенесены в музеи — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок.1123—50). Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188).

Скульптурные изображения сосредоточивались в Испании на важнейших наружных компартиментах здания — на обрамлениях дверных проемов, на капителях колонн, на угловых опорах клуатров. Твердые породы камня, в которых по преимуществу были вынуждены работать испанские скульпторы, предопределили склонность ваятелей к обобщенным формам и сглаженным переходам; мелкие членения, складки передавались на поверхности камня тонкими графическими линиями. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. стало скульптурное убранство клуатра монастыря Санто-Доминго де Силос в провинции Бургос (1085 — ок. 1100). Оно включает динамичный декор капителей и крупные рельефы со сценами евангельского цикла страстей Христовых. В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя. Чеканной строгостью отличается рельеф с изображением явления Христа ученикам на пути в Эммаус. Рассказ об этом доверителен, рост и лаконичен, чудо мыслится скульптору как нечто вполне осязаемое: у Христа на суме раковина — знак паломника к гробнице св. Иакова. Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (1168—1188) в соборе Сантьяго де Компостела.

 

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

 

Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz