|
||
Условия формирования и развития романского стиляЗамок Бодиам. Англия.
Период формирования и расцвета романского искусства занимает XI и большую часть XII столетия. Производительные силы развивались главным образом в области земледелия. Однако стали быстро расти и феодальные города — центры ремесел и торговли. Сложившиеся еще в X в., к XI в. города были еще экономически и политически слабы, но уже начали бороться за свои вольности и права против власти местных феодалов. Различные области феодальной Европы были в хозяйственном и политическом отношении мало связаны между собой. Естественно, что и авторитет королевской власти, носительницы идей феодальной централизации, первоначально был невелик. Соотношение сил основных общественных группировок складывалось по-разному. В одних областях, например в Бургундии, решающее значение имели могущественные монашеские ордена, в особенности самый богатый и влиятельный в XI-XII вв. орден бенедиктинцев; в других были сильны светские феодалы. Крупную роль на юге играло Тулузское графство, через которое проходили важные торговые пути. Следует напомнить, что южная Франция была хранительницей старой, восходящей еще к римским временам сельской и городской культуры; земли ее были насыщены замечательными архитектурными памятниками античного времени. Южная Франция раньше других областей оправилась от потрясений бурной эпохи IV-VII вв. В течение всего XII в. в обстановке феодальных междоусобиц, частых крестьянских восстаний и внешних войн медленно, но неуклонно богатели города, укреплялась королевская власть. Правда, первоначально короли стремились не столько к уничтожению фактической самостоятельности крупных феодалов и созданию централизованного государства, сколько к увеличению королевского домена. Однако к концу XII в. они все шире и чаще опирались на растущую мощь городов и последовательнее использовали противоречия между рядовым рыцарством (своей главной опорой) и крупными сеньорами для того, чтобы отнять привилегии у последних и подчинить их королевской власти. X-XII века были эпохой наивысшего развития феодализма, когда уже были найдены наиболее устойчивые формы социальных отношений. Это была также эпоха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, как империя Карла Великого, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Важные экономические, социальные и духовные процессы этой эпохи связывали между собой страны и области. Их объединяло в первую очередь единство феодальной системы, установившейся и достигшей в то время зрелости в большинстве стран Западной Европы. К этому времени относится и установление безраздельного господства в идеологии христианской религии, подчинявшей себе все области политической и духовной жизни, в том числе и искусство. Особую роль в жизни средневековой Европы играла католическая церковь, которая в XI-XII вв., как и раньше, была главной идеологической опорой феодального строя и хранительницей начатков образованности и науки. В обстановке всеобщей анархии и относительной слабости королевской власти церковь, обладая экономической мощью и крепкой устойчивой организацией, являлась носительницей идей феодального порядка и единства. В какой-то мере она противостояла центробежным тенденциям крупных светских феодалов, была активным союзником королевской власти; многие видные политики, укреплявшие авторитет и могущество королей, были одновременно и церковными деятелями (например, аббат Сугерий — строитель ряда монастырей и ближайший советник Людовика VI и Людовика VII). В условиях феодальной раздробленности она была единственной силой, объединявшей народы. Причем церковь была здесь теснее, чем в Византии, связана с политической борьбой, с повседневной жизнью человека, решая вопросы его повседневного поведения, его деятельности. По инициативе церкви происходили паломничества и крестовые походы, которые сыграли огромную роль в развитии не только европейской экономики и торговли, культуры и искусства, обогатили их. Паломники, шедшие в храмы южной Франции и Испании и далее в Рим, способствовали распространению идей, в том числе и художественных, из области в область, из страны в страну. Еще больше этому способствовали крестовые походы, в результате которых значительно обогащалась церковь, в Европу попадали и сочинения античных философов, и произведения восточного и византийского искусства. Благодаря торговле и крестовым походам Западная Европа ближе познакомилась с Византией, и западноевропейское искусство вновь прикоснулось к античному наследию, хотя и переработанному Византией в христианско-спиритуалистическом духе. Поэтому естественно, что культура и искусство XI-XII вв., в частности архитектура, скульптура и живопись, в значительной мере находились под влиянием монастырей. Однако обычное представление об архитектуре романского времени как об архитектуре исключительно монастырской, не связанной с городской жизнью, неточно. Оно верно лишь в том смысле, что в большинстве случаев кадры мастеров строителей и архитекторов были сосредоточены в монастырях, что навыки и традиции монастырского зодчества определяли весь характер тогдашней архитектуры. В ряде случаев монастыри и города были территориально тесно связаны друг с другом. Часто города возникали вокруг старинных монастырей, и разбогатевшие монастыри перестраивали свои храмы в расчете и на городское население, или монастыри воздвигались рядом с уже сложившимися городами. Иногда же в самих городах строились соборы, не связанные с большим монастырским ансамблем. Правда, и в этих случаях строительство чаще возглавлялось не горожанами, а каким-либо монашеским орденом или епископом, являвшимся одновременно и феодальным властителем данного города. Как бы то ни было, но храм стал неотъемлемой, органичной и даже главной частью городского архитектурного ансамбля (Тулуза, Пуатье, Марсель). В целом мировоззрение европейцев в средние века определялось христианской религией, а религиозное мировоззрение определяло и религиозность искусства. Само же религиозное мировоззрение пыталось примирить религиозное и рациональное объяснения мира, что открывало возможность более свободного толкования догматов, познания реального мира. А реальный мир, окружавший европейца, был суров и тревожен: войны, крестовые походы, междоусобицы, эпидемии порождали чувство уродства жизни, несовместимости красоты и действительности. И в проповедях церкви, и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, полного страшных таинственных сил. И романские мастера в библейских и евангельских сказаниях сосредоточивали внимание на выражении чувств, особенно на теме страдания и гибели человечества. Рисуя картины бедствий, они отражали характерные стороны современной им жизни. В формировании средневековой художественной культуры громадное значение имело и народное творчество. Влияние его сказывалось в монументальных формах архитектуры, в интерпретации библейских и евангельских сюжетов, во влечении к фантастике, в богатом расцвете фольклора, отличающих народное декоративное искусство. В романский период слагалась и светская архитектура, занимавшая, однако, в художественном отношении подчиненное положение по сравнению с церковной. В целом романский период был временем расцвета феодальной художественной культуры, зарождения монументальной скульптуры и живописи и создания первого законченного и последовательного стиля средневековой европейской архитектуры. Церкви романского стиля, суровые и строгие, обладают особенной художественной выразительностью. Монументальная простота могучих архитектурных форм храмов, замков, городских и монастырских крепостных стен в сочетании то с сумрачно фантастическим, то со скромным и простым скульптурным и живописным убранством наглядно выражали своеобразие мировоззрения средневековья: отвлеченного, мистического и одновременно чрезвычайно конкретного и вещественного в своих представлениях и образах.
| ||
Вернуться: Читать дальше:
|
||