|
||
Иероним Босх: неразгаданный художникИероним Босх. Фрагмент картины "Стог сена". Трудно найти в истории искусства живописца, который бы так интересовал современного человека, как Хиеронимус Босх. Свидетельство тому – и особое внимание к нему посетителей музеев, и огромное количество исследований. Причём исследует его произведения не только искусствоведы, но представители самых самых разных областей знания: историки литературы, специалисты по фольклору, теологи, астрономы, медики, биологи, палеонтологи, химики. В его картинах находят изображения и доисторических животных, и птиц, и растений, и пришельцев-инопланетян с их летательными аппаратами. Их читают, расшифровывают, как алхимические формулы. Нередко результаты исследований оказываются противоречивыми. Очевидным остаётся лишь то, что Босх был в высшей степени образованным человеком, обладавшим энциклопедическими познаниями в самых разных областях: литературе, теологии, науках. И всё это преображалось фантазией, которой художник был щедро наделён от природы. Великий нидерландский живописец Хиеронимус ванн Акен, которого принято называть Иероним Босх, жил и работал в северонидерландском городе Хертогенбосе. Он происходил из семьи профессиональных художников. Творческие интересы Босха были разнообразны: плодовитый живописец (два десятка сохранившихся до наших дней произведений – лишь часть созданного им), он занимался и росписью цветных стёкол, делал церковную утварь. Босх жил и работал в провинциальной среде, вдали от передовых художественных центров. И во многих отношениях он мыслил старыми, традиционными средневековыми понятиями. Подобно средневековым художникам, он стремился дать всеобъемлющую картину мира. Его знаменитые триптихи «Воз сена», «Сад наслаждения», «Поклонение волхвов» и другие картины вмещают в себя и рай, и землю, и ад. Вместе с тем, в отличие от средневековой традиции, небесное, земное и адское у Босха теснейшим образом переплетается. Порождение зла проникает всюду. Художник Ренессанса, Босх вносит свой неповторимый вклад в происходивший тогда процесс открытия земного мира и человека. Художники до него мир представляли царством гармонии, порядка и красоты. Босх же, изображая то, что прежде считалось недостойным изображения, внёс в опознание мира скепсис и отрицание. В течение почти целого столетия после его смерти в Нидерландах работали подражавшие ему живописцы. И уж поистине его влияние на искусство 20-го века. Его идеи, образы были подхвачены и творчески развиты художниками-сюрреалистами, и прежде всего такими ярчайшими представителями сюрреализма, как испанский мастер Сальвадор Дали. |
||
Вернуться: Вас также может заинтересовать:
|
||