|
||
Северный РенессансСоциально-экономические условияГлавное событие в духовной и политической жизни Европы 16-17 вв. — Реформация — оказало всеобъемлющее влияние на развитие духовной жизни и культуры. Из идеи Лютера о приоритете писания над преданием вытекала обязательность ежедневного чтения Библии, необходимость для верующего личного, «без посредников», общения с Богом. Поэтому во всех протестантских странах появились переводы Библии на национальные языки. Лучший из них — перевод самого Лютера — открыл собой эпоху в развитии немецкого языка. В протестантских странах быстрее росла грамотность, создавались школы для всех сословий. В изобразительном искусстве новое видение человека нашло наивысшее отражение в творчестве Рембрандта. В архитектуре протестантских стран явственно заметно стремление к строгой простоте, отказ от излишней пышности. Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каконы католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Традиционно выделяют три основных направления Реформации: бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация — преобразование христианства в протестантском духе). Особенности искусства Северного ВозрожденияСеверное Возрождение — чисто условное, но общепринятое понятие для искусства стран Европы к северу от Альп (главным образом, Германии, Нидерландов, Франции) в период, соответствующий итальянскому Высокому Возрождению (ок. 1500-1550-х гг.). В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет и единства в эволюции разных видов искусства (архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства), столь характерного для итальянского Возрождения. В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в т. ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу). Искусство стран Северного Возрождения генетически связано с готикой, национальной традицией. Истоки его некоторые специалисты возводят к середине 14 в., когда при блестящем дворе герцогов Бургундских творили выдающиеся мастера (братья Лимбург, Х. Мемлинг и др.), в чьем творчестве уже заметен поиск индивидуальной характеристики, стремление к созданию целостной картины прекрасного мира. Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден; некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). Творчество крупнейшего нидерландского художника этого периода Иеронима Босха лишь в пейзажных далях сохраняет этот восторг перед божественной красотой мироздания, в его произведениях торжествует сатирико-морализирующая линия, восходящая к народным традициям Средневековья. Влияние Босха ощутимо в произведения Питера Брейгеля, сумевшего подняться до высот философских обобщений о месте человека в мироздании. Пройдя школу в Италии, Брейгель показывают мощь и красоту фигур крестьян, далеких от античных образцов, но живущих в тесном единении с природой. Сильнейшее влияние на искусство Нидерландов оказала Реформация: религиозная картина утратила свое значение, получили развитие светские жанры — портрет, пейзаж, бытовой жанр. В Германии, где происходили основные сражения времен Реформации, искусство 16 в. отмечено острым ощущением современности, нередко социальной направленностью. Альбрехт Дюрер, Грюневальд, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн воплотили в своих работах специфически немецкий тип религиозности. Гольбейн много работал в Англии (он был придворным портретистом), где оказал влияние на местную художественную школу. Во Франции работали крупнейшие итальянские мастера, там сложилась и своя школа. Искусство 15 в. отмечено здесь тонкой поэтичностью, вниманием к деталям, стремлением к иллюзорной передаче пространства (Жан Фуке, скульптор М. Коломб). Сформировался специфически французский тип ренессансного замка (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан). В 16 в. искусство французского Возрождения достигает расцвета в портретах Жана Клуэ Младшего, Корнеля де Лиона. В скульптурах Жана Гужона классически совершенные пропорции фигур сочетаются с чисто французской грацией. | ||
Вернуться: Вас также может заинтересовать:
|
||