Искусство Древнего Египта периода Раннего Царства (30-28 вв.до н.э., I-II династии)

К социально-экономической характеристике периода

Особенности искусства

Атриум в доме богатого египетского дома..

Время раннего царства охватывает период правления фараонов I и II династий, когда начало существовать в Египте первое государство, представлявшее собой ещё весьма непрочное объединение всех его областей.

Почти весь период Раннего царства проходит под знаком борьбы Верхнего и Нижнего Египта, завершившейся победой последнего. К этому времени относится и основание «Белых стен» — Мемфиса, крепости на границе Севера и Юга.

Египет Раннего царства находился на уровне медно-каменного века (найденные в погребениях металлические орудия соседствуют с каменными и деревянными), а керамика изготавливалась еще без применения гончарного круга. Раннее царство — эпоха уже сложившейся иероглифической письменности, о чем свидетельствуют сохранившиеся царские надписи.

Искусство этого периода вступило в период своего становления, закрепления образных и изобразительных норм и средств, которые появились ещё в Додинастический период. Происходит официальная культовая канонизация изображения, творчески развиваются приёмы мастерства.

Об архитектуре первых городов и поселений Раннего царства сохранились очень скудные сведения. Вероятно, дома бедняков строили из тростника и глины, дома зажиточный людей - из дерева и сырцового кирпича. Их ограждали стенами из того же кирпича, декорированными плоскими прямоугольными в плане выступами (т.н. лопатками). Для египетского дома характерна несимметричная планировка. Помещения располагались вокруг одного или нескольких дворов.

Жилища первых фараонов - это большие строения со множеством комнат, в одной из которых находился трон, установленный на возвышении под балдахином. Фасад царского дворца уже с начала правления единого фараона обоих Египтов был прорезан двумя дверьми соответственно двум царствам - Верхнему Египту и Нижнему Египту.

Пастухи.
Фреска из гробницы.

Помимо дворцов возводились храмы многочисленным богам, которым поклонялись египтяне. Первоначально храмы представляли собой небольшие дома, воздвигнутые на невысокой насыпи внутри четырёхугольной изгороди с шестами для флагов по обе стороны от входных ворот.

Первоначально службу в храме перед изображением божества совершал исключительно сам фараон. Затем эти функции стали выполнять жрецы, которых египтяне называли "слугами бога". В связи с развитием священных обрядов и увеличением числа жрецов появилась необходимость строить внутри храмовой ограды обширные помещения для них, часовни, приделы для второстепенныхбожеств и, наконец, хранилище для приношений. Ввиду накопления в хранилищах большого количества драгоценностей ограда утолщается, и древнеегипетский храм ещё при I династии приобретает характер небольшого укреплённого поселения, как бы "царского городища".

Дальнейшее развитие древнего заупокойного культа связано с представлением о "ка" - бессмертном двойнике - душе умершего.

Каноническое изображение
фараона

"Ка" со смертью покидает тело, но может вернуться хотя бы на время. Поэтому необходимо сохранить тело, на случай, если бы "ка" пожелало вновь одушевить его. Нужно было положить в могилу или изобразить на стенах всю любимую обстановку и слуг, дабы вновь одушевлённый мог снова наслаждаться жизнью, как некогда, когда он был живым, необходимо было позаботиться о пище для "ка", чтобы его не мучили голод и жажда. Пищу изображали на стенах могилы, её приносили в день погребения и в поминальные дни. Вот почему лучшие художники страны доставляли сюда, в мрачную могилу, часто свои лучшие творения.

В додинастический период египтяне для своих покойных вождей копали простые ямы или шахты, которые обкладывали сырцом. Для фараонов же в период Раннего царства сооружаются импозантные гробницы, подобия их земного дворца, окружённые камерами для свиты.

Нельзя не отметить той строгой последовательности, с которой зодчие Раннего царства придерживались одной основной идеи во всех сооружениях: храмы, городища с дворцами фараонов и усыпальницы фараонов выстроены как бы по одному плану. Отличает их только материал: для дворца фараона, т.е. его временного жилища использовали не только кирпич, но и дерево, тростник, глину; умершему же фараону, ставшему вечно живущим божеством, возводили "жилища" из более прочного материала, из кирпича и камня. Вечное пристанище для усопшего фараона должно быть недоступной людям, поэтому заграждается вход в неё, а склеп располагается в подземелье, под высоким курганом. При гробницах начали строить заупокойные храмы, где совершались обряды поклонению усопшему как божеству.

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строжайших канонов. Уже со времён фараонов I династии скульпторы умели изображать человека из твёрдого материала с выдвинутой вперёд левой или правой ногой, с опущенными вдоль тела или сложенными на груди руками.

Во всех скульптурных изображениях - фараонов, слуг или зверей, господствует основной принцип воплощения образов при помощи обобщённых объёмов и лаконичных силуэтов.

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Искусство Древнего Египта - Википедия
Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz