Испанское искусство XVII века
Общая характеристика
Эль Греко. Святое семейство.
"Золотым веком испанской живописи" считается период от 80-х годов XVI до 80-х годов XVII века. Расцвет испанской культуры - литературы и театра (связанный с именами Сервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи пришёлся на время ослабления экономической и политической жизни страны и являлся следствием упадка официально придворной культуры и ослабления контроля со стороны королевкого двора.
Характер испанского искусства был обусловлен специфичным мровоззрением испанцев и особенностью черт национального характера, которые сложились входе многовековой реконкисты испанцев с завоевателями-маврами (арабами). Своеобразие испанской культуры XVII века, специфические черты искусства, его демократизм и утончённый интеллектуализм определялись соотношением классов в обществе, состоявшем из могущественной аристократии с одной стороны и крестьянства - сдругой.. Буржуазия почти не участвовала в культурной жизни страны. Это обусловило распространение реакционно-сословных, дворянских и религиозных представлений, подавляющих личность, и вместе с тем мощное выражение народного начала во всех областях культуры.
Для испанского искусства было характерно существование традиций не классических, а средневековых, готических, а также привязанность к правде, к национально-бытовому колориту. Кроме того, испанское искусство, развивавшееся в условиях господства арабов в Испании, сумело необычайно интересно переработать мавританские черты, сплавив их с истинно национальными.
В формировании испанской школы была очень велика роль церкви, в искусстве преобладали религиозные сюжеты. Однако религиозные идеи воспринимаются им очень конкретно, в рамках реальной действительности, чувственный мир удивительным образом ужиается с религиозным идеализмом, а в мистические сюжеты врывается народная , национальная стихия.
Творчество Эль Греко
Эль Греко. Троица.
Блестящий расцвет испанской живописи начинается с появлением в 1576 году в Испании живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко за его греческое происхожение. Искусство Эль Греко — уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя византийские традиции, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма, порождено кризисным временем. Мир его образов, соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, связан с субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, рисунок, ритм, передача пространства, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок; в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие кажутся словно потускневшими.
Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это прежде всего религиозные сюжеты, чаще всего - алтарные образа. Значительно реже он обращается к античным мифам. Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо.
Композиции его картин строятся на ритмическом соотношении беспокойных линий, произвольно смещающихся планов смелых ракурсов, на контрастах света и тени, внося напряжённую динамику и взволнованность. Сильно удлинённые по пропорциям фигуры в страстном порыве устремляются вверх, а низкий горизонт увеличивает их масштабы. Кажущиеся живыми деревья, скалы, небо, облака и одежды точно повторяют в неистовом трепете ритм человеческих фигур. Весь мир предстаёт как единая одухотворённая бушующая стихия, с которой человек не в силах совладать. Нервный ритм усиливается беспокойными мазками, волнообразными линиями. необычайно выпуклые формы словно находятся в непрерывном движении и изменении.
Эль Греко - величайший мастер колорита, но цвет для него - не постоянный признак предмета. Он не стремится передать цветом подлинную его красоту, а старается выразить чувства, усиливая цветом состояние напряжения, устремления ввысь. Контрастные холодные и горячие краски точно находятся в состоянии напряжённой борьбы.
Эль Греко не имел последователей, его искусство в течение трех столетий было предано забвению. Открытие его в начале XX в. превратилось в сенсацию. Попытки представить Эль Греко как предшественника авангардистских течений сменились в последние десятилетия более серьезным, объективно-научным подходом к его искусству, нерасторжимо связанному с породившей его художественной эпохой.
Посмотреть другие иллюстрации
Диего Родригес де Сильва Веласкес
Веласкес. Завтрак.
Самый замечательный художник "золотого испанского века" - Диего Родригес де Сильва Веласкес - с 1623 года придворный живописец Филиппа IV, крупнейший представитель испанского барокко. Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.
Его самобытность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon — трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами.
В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос»). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов», «Христос в доме Марфы и Марии».
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты («Вакх» или «Пьяницы», «Кузница Вулкана»), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.
Картина «Сдача Бреды» — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.
Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда — смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.
1650-е гг. — время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, инфанта Мария Тереза, инфанта Маргарита, инфант Филипп Просперо). Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV.
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины» , «Пряхи». В «Менинах», картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений.
В столь же многоплановой по замыслу картине «Пряхи» сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.
Посмотреть другие иллюстрации
Хусепе Рибера
Хусепе Рибера. Святой Иероним.
Расцвет реалистической живописи, развивающейся в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступает в первой половине XVII века. Главными очагами реализма становятся Севилья и Валенсия. Одним из представителей шкоолы Валенсии был Хусепе Рибера, живописец и график. В творчестве Риберы преобладают религиозные темы с драматическими сюжетами, трактованные с жизненной конкретностью. Он обращается также к мифологическим темам, пишет портреты, воплощая в своих героях яркие индивидуальные образы людей своей родины.
В его ранних произведениях преобладают резкие контрасты света и тени («Святой Иероним», «Святой Себастьян»); для творчества 1620-1630-х характерны драматические сцены мученичества, в которых подчёркивается победа воли над физическим страданием, полуфигурные изображения философов древности и святых, трактованных как народные типы. Художник показывал образы людей, исполненные внутренней силы и героизма («Демокрит», «Архимед», «Святой Онуфрий»). С середины 1630-х, сохраняя суровый реализм образного строя, всё чаще переходит к более уравновешенным решениям; светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками [полные возвышенной человечности евангельские и библейские композиции («Поклонение пастухов»), проникновенно-лирические женские образы («Святая Инесса»), мифологические и жанровые картины («Хромоножка»). Поздние работы трагичны и резки. Его творчество повлияло на испанскую и итальянскую живопись.
|