|
||
Классицизм в искусстве XVII векаФранция Людовика XIV
Филипп де Шампен. Портрет Людовика XIV. При блестящем дворе короля-Солнце Людовика XIV (правил в 1643-1715) процветали все искусства. В этот период Франция становится признанной законодательницей общеевропейских мод. Людовик заботился о возвеличении своей власти, о создании вокруг королевской особы божественного ореола. Усилилась регламентация художественной жизни: в дополнение к основанной Ришелье Французской академии «сорока бессмертных» были созданы: Королевская академия живописи и скульптуры (1648), Королевская академия архитектуры (1671), Королевская музыкальная академия (1669). Стиль классицизм с его установкой на упорядоченность безраздельно господствовал во всех искусствах. Королевские дворцы и резиденции окружались регулярными парками (Во-ле-Виконт и особенно грандиозный ансамбль Версаля). В Париже завершилось начатое ранее сооружение геометрически правильных единых по стилю площадей (Конкорд, 1685-86; Вандом, 1685-1701; обе — архитектор Ж. Ардуэн-Мансар). В подражание королевским дворцы и отели строились по всей стране. В придворной живописи сложился новый тип репрезентативного портрета (Г. Риго), оказавший огромное влияние на европейский портрет. Законодателем «большого королевского стиля» был Шарль Лебрен, руководивший огромными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Изделия декоративно-прикладного искусства отличались парадностью и великолепием. Выдающегося расцвета достиг французский театр: в этот период творили величайшие французские драматурги П. Корнель и Ж. Расин, Мольер. Стиль игры, сложившийся в этот период, надолго определил развитие французского театра и его влияние на театры других стран. Особенно впечатляли современников грандиозные музыкально-танцевально-драматические феерии Ж. Б. Люлли. Роль танца (особенно любимого самим королем) возросла, хотя он еще не выделился в самостоятельное искусство балета. В 1661 была создана Академия танца.
Искусство класицизма
Клод Лоррен. Пейзаж.. Классицизм - стиль искусства, главным своим смыслом считающий следование образцовой классике, зародился в Риме в начале XVII века, существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция, в общем завершился с началом в Европе романтизма, но не пресекся — его последним крупным художником был Жан Огюст Доминик Энгр. Этапами классицизма считаются европейский неоклассицизм кон. XVIII — XIX веков, русский архитектурный неоклассицизм начала XX века. Художники классицизма признавали высшим образцом античное искусство и, опираясь на традиции искусства Высокого Возрождения, стремились к изображению мира, основанного на вечных и незыблемых законах разума. Классицизму XVII века свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу и человека, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Великими его представителями были французские живописцы Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). Пуссена увлекала героика Древнего Рима, идеал всепобеждающего чувства долга. Космические панорамы мира Лоррена — чистая природа, исполненная нюансов настроений, его главная тема — свет во всех тончайших своих изменениях. Главную задачу художника Пуссен и Лоррен видели в поиске и отборе им из мира Природы идеальных форм, сама идеальная природа понималась как архитектура, скульптура, живописное полотно, в котором все подчиняется закону его творца. Личный талант этих двух мастеров был много шире законов и ограничений самого стиля, но выразил главные его черты: упорядоченность и логичность всех живописных построений, их разумную организацию, обращение к вневременным, внеэмоциональным темам природы, человеческой истории и жизни. Многочисленные последователи Пуссена и Лоррена (крупнейшие — Гаспар Дюге-Пуссен, Шарль Лебрен) лишь более или менее талантливо следовали манере своих великих учителей. Господство барокко в европейском искусстве и архитектуре наложило свой отпечаток и на развитие классицизма. Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность (до регламентации, безличности) классицизма была взята на вооружение европейскими абсолютистскими монархиями как XVII - XVIII, так и первой половины XIX веков. Логика развития архитектуры классицизма — от изысканного, в духе греческой классики, восточного крыла Луврского дворца до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А. Ленотр), в которых человек теряется и осознает себя лишь малой частью громадного мира, логичной и до мелочей продуманной системы (отсюда неслучайной кажется ипостась классицизма в сталинскую эпоху в советской России).
|
||
Вернуться: Вас также может заинтересовать:
|
||