Реализм в искусстве XVII векаКараваджизмНаряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве 17-го века возникает свободное от стилевых элементов реалистическое направление, продолжавшее реалистические традиции Ренессанса, заложенные такими художниками как Мантенья, Питер Брейгель Младший, Ганс Гольбейн и др.
Микеланджнло Меризи да Караваджо. Гадалка.. В итальянском искусстве оно нашло наиболее полное выражение в произведениях Микеланджело Меризи да Караваджо, оказавшего громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы. Единственным источником, из которого Караваджо черпал темы, была окружающая действительность. Героями своих произведений он делал необычных для искусства того времени персонажей вроде каторжников, шулеров, гадалок, различного рода авантюристов. Тем самым художник положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа. Главное в его произведениях - не повествование о событии, а характерный типаж. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх», «Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадалка», «Лютнист», он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия. Герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Жертвоприношение Авраама», «Юдифь и Олоферн»), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», и «Кающаяся Мария Магдалина»). Караваджо воплощал религиозные сюжеты как жизненно достоверные. Он смело трактовал религиозные образы, не боясь грубости и резкости, сообщал им черты сходства с простонародьем.
Микеланджело Меризи да Караваджо. Погребение св. Лючии. Период творческой зрелости художника (конец 16 — первое десятилетие 17 вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — действие евангельской легенды художник перенёс в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, а его участниками он сделал людей из уличной толпы. В то же время Караваджо выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, желтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина — «Св. Матфей и ангел» — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Петра» и «Обращение Савла» Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Еще более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» и «Успение Марии», вызвавших восхищение молодых художников, в т. ч. Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия», написанному с огромной живописной энергией. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя», «Погребение св. Лючии», «Поклонение пастухов» доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами "высокого искусства". Он постоянно подвергался нападкам со стороны духовенства и официальных лиц. В то же время искусство Караваджо породило и истинных последователей его художественного метода, получившего название "караваджизм", и поверхностных подражателей, усвоивших лишь его внешние приёмы. Караваджизм явился важным этапом на пути развития реалистического европейского искусства, и почти никто из крупных живописцев того времени не избежал увлечения караваджизмом. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
Голландское искусство 17-го века
Ян Вермеер Дельфтский. Кружевница. Реализм со всей убедительностью проявился в голландском искусстве, что объяснялось особенностями исторического развития. Победа буржуазной революции в Северных Нидерландах привела к образованию самостоятельного государства - Голландии. Впервые в одной из стран Европы установился буржуазно-республиканский строй в то время как по всей Европе господствовал строй монархический. Освобождение от гнёта испанского абсолютизма (а Нидерланды до буржуазной революции находились под юрисдикцией Испании) и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту промышленности, что сделало Голландию одной из самых передовых и богатых стран Европы. Художники Голландии добились высочайших достижений в создании искусства реалистического, непосредственно отражающего действительность, потому что именно такое искусство было востребовано в голландском обществе. Отличительной чертой голландского искусства было преобладание станковой живописи. Голландские картины этой поры не имеют таких размеров как полотна Рубенса, и решают преимущественно не монументально- декоративные задачи, так как у голландских художников заказчиками были не только представители правящей верхушки общества, но и средний класс - бюргеры, ремсленники. Главными объектами наблюдения и изображения голландских художников были человек и природа. Ведущее место в живописи Голландии заняли бытовой жанр и портрет, пейзаж и натюрморт. Чем правдивее, глубже отражали художники реальный мир, тем более зничительными и востребованными были их произведения. В 20 - 30-е годы XVII века голландские художники создали особый тип небольшой мелкофигурной картины, изображающей бытовые сцены из жизни обычных бюргеров или крестьян. В 40 - 50-е годы бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование "малых голландцев" то ли за непритязательность сюжета, то ли из-за малых размеров картин, а может быть иза то и за другое. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Инитмно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей отличал творчество Габриэля Метсю. Настоящим певцом интерьера был Питер де Хоох. Одним из крупнейших портретистов Голлании, основоположником голландского реалистического портрета был Франц Хальс. Он снискал себе слау групповыми портретами стрелковых гильдий, в которых он выразил идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Вершиной голландского реализма является творчество Харменса ван Рейна Рембрандта, отличавшееся необычайной жизненностью и эмоциональностью, глубокой человечностью образов, большой тематической широтой. Он писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи, был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике он ни работал, в центре его внимания всегда был человек, его внутренний мир. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. В своих работах Рембрандт сочетал силу и проникновенность психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, в которой важное значение приобретают тончайшие эффекты светотени. В 50-е годы начинается новый этап жанровой живописи, связанный с так называемой дельфтской школой, с именами таких художников, как Карель Фабрициус, Эмануэль де Витте и Ян Вермеер Дельфтский. Творчество Вермеера Дельфтского определяют тонкий колорит, безупречный вкус и поэтическое чувство. Хотя картины его несложны по действию, они полны душевной незамутнёности, тишины и покоя, красотой и гармонией, в которые художник претворяет реальные образы повседеневной действительности. Главное достоинство Вермеера-художника - в передаче света и воздуха. Растворение предметов в световоздушной среде, умение создать эту иллюзию определило его признание и славу в XIX веке. Его искусство проложило во многом дорогу импрессионистам. На протяжении первой трети XVII века складывались принципы голландского реалистического пейзажа, расцвет которого приходится на середину столетия. Пейзаж у голландских мастеров - это не природа вообще, как в картинах классицистов, а национальный, именно голландский пейзаж: ветряные мельницы, пустынные дюны, каналы со скользящими по ним лодкам летом и с конькобежцами зимой. Художники стремились передать атмосферу времени года, влажный воздух и пространство.
Виллем Хеда. Натюрморт. Блестящего развития в голландской живописи достигает натюрморт, отличавшийся небольшими размерами и интимным характером. Питер Клас и Виллем Хеда чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, естественности, с которыми расположены только что служившие ему вещи. Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрмортастрожайше продумана. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущеется как бы внутренняя жизнь вещей, недаром голландцы называли натюрморт "still leven" - "тихая жизнь", а не "nature morte" - "мёртвая природа". Во второй половине XVII века в голландском обществе происходят изменения: нарастает стремление буржуазии к аристократизации. Скромные "Завтраки" Класа и Хеды уступают место богатым "десертам" Абрахама ван Бейерна и Виллема Кальфа, которые включали в натюрморты эффектные фаянсовые блюда, серебряные сосуды, драгоценные кубки и раковины. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее - краски. В дальнейшем натюрморт утрачивает свой демократизм, интимность, свою одухотворённость и поэзию. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, распространением новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства. Голландское искусство теряет связи с демократической традицией, утрачивает реалистическую основу, теряет национальную самобытность и вступает в полосу длительного упадка. Посмотреть иллюстрации (голландская живопись XVII века)
|
||
Вернуться: Вас также может заинтересовать:
|
||