Классицизм и неоклассицизм в искусстве XVIII века

Путаница в терминах. Классицизм и неоклассицизм

Неоклассицизм — термин, использующийся в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и начала XX веков, которым присуще обращение к античности, эпохе Возрождения либо классицизма (в музыке — кроме того и к эпохе барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом именуют классицизм в зодчестве и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма наиболее раннего периода.

Путаница образовалась лишь потому, что во Франции классицизмом именуют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же подразумевают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI). То, что в Российской Федерации (как и в Германии) обычно именуют классицизмом - период 1762—1840. Неоклассицизмом же в Российской Федерации и Германии именуют ретроспективный стиль начала XX века.

Аналоги неоклассицизма в заокеанской практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в Соединенных Штатов (1876—1914).

 

Обзор особенностей стиля

 

В середине XVIII века просветители, представители передовой мысли Франции воссоздают новое направление классицизма, обращённого как против упадочного дворянского искусства рококо, так и против академического классицизма. Новое направление выдвигало свободолюбивые идеалы и строгие, благородные образы античного искусства, обращаясь главным образом к демократическим и республиканским традициям древних Греции и Рима.

Обращение к античному наследию как некой норме и идеальному образцу происходило в Европе не единожды. Очередная попытка могла ничем не завершиться, если бы ностальгия по великому прошлому не упала на подготовленную рационалистической философией почву. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, новый классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Иными словами, классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров -- «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.) В искусстве классицизма XVIII века сильнее проявились черты реализма, стремление к ясности и простоте, а также просветительские идеалы "естественой человечности".

Между двумя классицизмами -- ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.

Новый классицизм в архитектуре

К ясности и простоте, классически чётким пропорциональным схемам и членениям стремятся архитектурные планы и композиции, которые ориентировались на античные идеалы и на новой основе возрождали античную ордерную систему. Вдухе классицизма возводятся как особняки, так и культовые и общественные здания в столице и провинциях. Складывается новый тип открытой городской площади, становящейся средоточием городской жизни, узлом основных магистралей.

Ярким архитектором этой эпохи был Жан-Анже Габриэль. Он переосмыслил традиции архитектуры XVII века и, используя античный ордер и орнамент, приблизил её к человеку, сделал её более интимной. В середине XVIII века Габриэль планирует в Париже площадь Согласия. Она стала первой открытой площадью, композиция которой воздействует не архитектурными элементами, а пафосом организованного пространства с динамичными перспективами уличных магистралей. Принцип объёмно-пространственного построения площади Габриэля получил дальнейшее развитие в архитектуре зрелого классицизма.

Одной и з первых построек в стиле нового классицизма стал Малый Трианон (Версальский комплекс) - загородный дворец-особняк, где проводила большую часть времени Мария-Антуанетта. Малый Трианон квадратный в плане, строгий по геометрическим формам, с класическим портиком объединяющим два этажа. Он одновременно интимен и параден. Изящные пропорции изысканного в деталях здания, связанного с окружающим парком, ориентируются на "естественного" человека.

По мере развития классицистической архитектуры декоративные элементы исчезают, колонны и антаблемент возвращают своё конструктивное значение. На смену регулярному искусственному парку приходит свободно разбитый парк с укромными уголками, с рощами и прудами, с небольшими беседками.

В предреволюционный период преобладает строительство общественных сооружений. Во многих городах строятся театры, рассчитанные на большое количество зрителей, появляются деловые торговые здания, биржи и др. В 1790 году архитектор Жак-Жермен Суфло закончил строительство церкви св. Женевьевы - покровительницы Парижа. Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным с фонарём на барабане, окружённым колоннами.. главный фасад подчёркнут шестиколонным портиком с фронтоном. Спокойным величием веет от всей его композиции, постороенной на чётком разграничении частей, на постепенном облегчении масс от тяжёлого портика к лёгкому яйцевидному куполу. Это сооружение в 1791 году было превращено в парижский Пантеон - некрополь великих людей Франции и стало восприниматься как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности.

Классицизм и неоклассицизм в живописи

 

Классицизм в живописи – это прежде всего сочетание античного наследия с современным художнику миром. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Как и во всех других отраслях искусства, в классической живописи идет обобщение образа, на первый план выходит идея первичности нужд большинства. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Классицизм, как наследник античности, естественно, относил к высокому жанру полотна, написанные на мифологические и исторические сюжеты. В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). Его заказчики принадлежали к кругу буржуазных интеллектуалов Парижа, увлекавшихся философией античных стоиков. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои Пуссена -- люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века.

Неоклассическая живопись в конце XVIII века стала более академичной. Юные художники, ученики академий, большую часть времени проводили в античных залах, делая наброски с греческих и римских статуй, занимаясь антиковедением. Мир античности был для них столь же реален, как и мир за стенами школы. Соответственно, они переносили на холст все свое академическое восприятие реальности. Однако, нельзя сказать, что классическая живопись была полностью статична и заимствована у древней Греции.

Давид. Клятва Горациев.

Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз -- живописец Давид (1748--1825). Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). Благодаря Давиду героизм античных персонажей переносился на современный мир, создавая иную, более глубокую и трагичную, атмосферу восприятия событий. Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. Давид -- один из величайших исторических портретистов. Его картины предреволюционной поры послужили переходным звеном к произведениям, глубоко и правдиво отразившим события революции. Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).

Посмотреть иллюстрации

 

Классицизм и неоклассицизм в скульптуре и декоративном искусстве

Жан Антуан Гудон. Скульптурный портрет Вольтера.

Как и в живописи, в скульптуре классицизма царило стремление к подражанию античности. Кажется, ничто не может нарушить покой и сдержанность скульптурных композиций, украшающих Версаль, Веймар, Петербург. Все подчинено рациональности: застывшие движения, идея скульптуры и даже ее расположение в парке или дворце.

Скульптуры классицизма, словно трехмерное воплощение мифов, рассказывают нам о могучей силе человеческой мысли, о единении народа в достижении общих целей. Просто удивительно, как классицисты сумели рассказать целую эпоху в жизни той или иной нации при помощи не масштабных композиций!

Стремясь к рациональному применению пространства, занимаемого скульптурой, мастера тем самым следовали еще одному принципу классицизма – отходу от частного. В одном единственном персонаже, чаще всего взятом из мифологии, воплощался дух целого народа. А герои настоящего с той же легкостью изображались в античном окружении, что лишь подчеркивало их историческую роль.

Среди скульпторов, творчество которых имело широкий резонанс, можно назвать Канову, Торвальдсена, Жан Батиста Пигаля, Жан Антуана Гудона и Фальконе. Неоклассицизм нашёл сторонников в США, в лице скульпторов Хирама Пауэрса и Горацио Гриноу, а также художника Джона Вандерлина.

Полным неутомимых исканий, стремлений философски осмыслить искусство было творчество Этьена- Морриса Фальконе, вольнодумца-демократа, прославившего себя созданием бронзовой статуи Петра I в Петербурге - знаменитого "Медного всадника". он представил Петра Великого верхом на вздыбленном коне, внезапно остановившемся у края крутой скалы. В гордо вскинутой голове, в протянутой руке - устремлённость вперёд и всепокоряющая воля. В "Медном всаднике" воплотился образ идеальной личности, созидателя своей страны, о котором мечтали просветители XVIII века.

Младший современник Фальконе - Жан-Антуан Гудон проявил себя как истинный историограф французского общества накануне революции, передав в своей портретной галерее духовную атмосферу эпохи. Точное воспроизведение внешнего облика модели сочеталось у него с умением уловить и запечатлеть глубинные движения души, изменчивость настроений. Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера - шедевр Гудона. Задрапировав немощное тело старика в античную тогу, он не скрыл разрушающего действия времени на его лице с ввалившимися щеками, проваленным ртом. Однако образ Вольтера полон напряжения. В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение. В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа. Образ Вольтера превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом.

В декоративном искусстве с утверждением Неоклассицизма было покончено с орнаменталистикой рококо; возобладали строгая осевая симметрия и преимущественно классические мотивы, характерные для памятников античности. Композиция рисунка текстильных изделий, посуда и внутренний мебельный декор также испытали влияние неоклассических тенденций. Пик моды на произведения из керамики и серебра, выполненные в духе Неоклассицизма, пришёлся на период приблизительно с 1770 по 1820 гг. В это время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные "базальтовые" изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером.

Посмотреть иллюстрации

 

Проблема стереотипов в осмыслении культурного феномена классицизма

Считается, что классицизм -- это прежде всего жесткая система правил. В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным, изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств». Если же к приведенному выше перечню основ классицистической поэтики добавить другие, не менее важные пункты, касающиеся сугубого рационализма, дидактизма, гражданственности и монументальности искусства и литературы классицизма, то даже абсолютно не искушенному в проблемах эстетики реципиенту станет совершенно очевидно, что он имеет дело с глубоко кондовой, иерархичной и авторитарной по своей сути системой. Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом. «Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы; они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений.

 

Роль классицизма в мировой культуре

Среди многочисленных художественно-эстетических направлений и течений, выделяемых современными культурологами, классицизм занимает совершенно особое положение. Именно он стал первой целостной и осознающей самоё себя системой в истории европейской культуры.

Роль классицизма в мировой культуре сложно переоценить, ведь во многом современный нам мир создавался именно в период классицистических взглядов. Его вклад в мировое искусство и науку не менее грандиозен, чем вклад Ренессанса. Вряд ли найдется другое такое направление, которое буквально взбудоражило всю континентальную и островную Европу, породив подобный взлет всех жанров и отраслей искусства, дав толчок к новым открытиям в науке, философской мысли.

Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным; достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века. И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами.

Духовное наследие классицизма по истине велико, а само направление достаточно популярно и по сей день. Особенно в дизайнерском искусстве, где более всего необходимы классический рационализм и гармония.

Давая свою интерпретацию классицизма, каждый народ вместе с тем воспринимал и общие идеи гуманизма, величия разума и необходимости просвещения, которые не смогла уничтожить череда воин и конфликтов бурного XX столетия. Сегодня мы все чаще вспоминаем об этом великом культурном наследии, сумевшем объединить столь разные по своему характеру и быту народы.

Академизм

В конце XVIII в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил. На страже этих правил стояла Парижская художественная Академия, называвшаяся Школой изящных искусств. Поэтому закоснелый классицизм, формы которого превратились в штамп, стали называть академизмом. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.

Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Академизм помогал компоновке объектов в художественном образование, восполнял в себе отсутствие традиций античного искусства, в которых идеализирован образ натуры компенсируя при этом норму красоты.
В этом стиле писали братья Карраччи. К представителям академизма относят Ж. Д. О. Энгра во Франции и Ф. А. Бруни в России.

 

Заключение

Классицизм -- стиль и направление в искусстве и литературе XVII -- начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе, требовании «трех единств» -- времени, места и действия -- в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т.п.

Основной эстетический постулат классицизма -- верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.

Неоклассицизм, как эстетическое направление и архитектурный стиль, определяется обращением к античности, которое им было воспринято от предшествующего ему классицизма. Одним словом, неоклассицизм – это современное по тем временам завершение классицизма. В доказательство следует отметить, что дословный перевод названия неоклассицизм звучит, как новый классицизм. Но хотя стиль неоклассицизм был создан на основе классицизма, он все-таки имеет ряд отличий от своего предшественника. Отличительными чертами неоклассицизма являются изящность, легкость, а также прямолинейность

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Энциклопедия искусства: scit.boom.ru/iskustvo/

 

Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz