|
||
Искусство поздневизантийской эпохи (XIII - XV вв.). Палеологовский Ренессанс.Богоматерь. Мозаика XIII века. Вернуться к описанию исторических условий поздневизантийского периода
Последний взлёт византийского искусства происходит в XIII-XV веках, после освобождения бОльшей части империи от крестоносцев. Палеологовский период в истории, культуре и искусстве Византии получил свое название по имени правящей династии византийских императоров (1259–1453). Потеряв всё своё могущество, Византия превратилась в камерное государство, немощное политически и экономически, растерявшее свой международный авторитет, теснимое с Востока и поглощаемое турками. Однако имено в этот период византийское искусство переживает свой последний расцвет, который был подготовлен патриотическими настроениями в условиях политического краха, когда двор императора переместился в Никею - одну из немногих областей, свободных от латинского завоевания, ставшую центром по собиранию политических и духовных сил греков. Здесь, в Никее, культивируется идея восстановления Византийской империи. Здесь утверждается мысль о возрождении древней эллинской культуры, которая понимается как национальное наследие, как гордость греческого народа. Искусство Византии эпохи Палеологов принято называть «палеологовским ренессансом» за его особую приверженность идеалам античной классики, нередко буквальное следование греко-римским образцам, патриотическое культивирование эллинской культуры. С исчезновением влияния ослабленного Константинополя на периферии становится заметно оживление национальных школ византийского круга. Наиболее ярким было в это время искусство сербских мастеров (циклы фресок в монастырях Студеница, Милешево, Печ, Сопочаны). Однако после возвращения императорского двора в Константинополь решающая роль в искусстве вновь переходит к столичной школе. Классицистический стиль, культивировавшийся в Никее в течение всей первой половины XIII века (в то время как в Константинополе хозяйничали латиняне), становится программным в деятельности столичных художников в конце века. Христос Вседержитель. Мозаика церкви монастыря Хора. В Константиниопле в начале XIV века при дворе императора Андроника продолжалась намеренная классицистическая ориентация культуры, камерная и изысканная. Здесь ценились гуманистическая образованность, поощрялось изучение античности. Эстетические идеалы этого периода отразились в ансамбле мозаик и фресок церкви монастыря Хора, название которого означало "за городскими стенами". С XV века эта церковь известна под турецким названием Кахрие-Джами. Роспись этой церкви представляет собой сцены и фигуры небольшого размера, расположенные на сводах и стенах, и подробно иллюстрируют жизнь Христа и Бгоматери. Они стелются сплошным ковром, хотя и соответсвуют тектоническим членениям здания. Их композиции приближаются к иллюзиоинистическим картинам, детально и подробно обрисовывающим события. Свободный живописный стиль, восходящий к эллинизму, проявляется и в верных пропорциях фигур, и в грациозности поз, и в разнообразии оттенков светлой переливчатой цветовой гаммы. Другими выдающимися монументальными ансамблями Палеологовского периода являются мозаики церкви Богоматери Памакаристос (Фетие-джами) в Константинополе и мозаики церкви Святых апостолов в Фессалонике. Золотой свет, ранее освещавший лики икон, теперь ими источается, золотой ассист истончает материю — земная природа и земная красота одухотворены и преображены (из самых замечательных образов эпохи — икона Христа Пантократора 1363 года из Эрмитажа в Петербурге). Новые тенденции, наметившиеся в искусстве палеологовского времени, не получили дальнейшего развития. При всём их блеске, они олицетворяли закат большой культуры. Внутри искусства Палеологовского ренессанса под воздействием мистического богословия исихазма (молчальничества), представителем которого в XIV века стал Григорий Палама, зародилось новое искусство, воспринявшее весь репертуар классического византийского искусства, но с совершенно отменяющей ценности античного художественного языка спиритуальностью, вдохновенностью. С наступлением феодальной реакции, с победой аскетической монашеской партии в главе с Григорием Паламой в духовной и культурной жизни произошёл перелом. В живописи вновь реставрируется строгий плоскостной стиль. Византия осталась верна подчёркнуто спиритуалистическим (от лат. "Спиритус" - дух) идеалам. Искусство стало строгим, вернулось к осознанию символической значительности культового иконного образа, что было значительно утрачено в десятилетия Палеологовского Ренессанса. Христос Вседержитель. Икона XIII века. Афон. В середине XIV века основным видом живописи становится икона. Она достигает теперь крупных, иногда очень больших размеров. Сюжеты икон основываются нередко на богословском толковании. Получают распространнение большие композиции Деисусного чина. Они включают в себя несколько икон, поставленных в ряд, с изображением Христа, богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов и отцов церкви. Пишутся и единичные, чаще всего поясные изображения Христа, Богоматери, святых. Привязанность византийских художников к традиции и канонам сковывает творческое воображение, художественный язык теперь немногословен. Образы святых пишут уплощёными силуэтами, возникающими из золотых фонов. Такие скупые простые контуры не дают рассеиваться вниманию. На смену многоцветью палитры Палеологовского Ренессанса приходит тональное единство или свечение немногих густых тонов. Главная тема византийского искусства последнего периода - духовная просветлённость. В иконах она подчёркнута светом, лучами которого озарены лица. Теперь образы неподвижны, спокойны, погружены в себя и как бы излучают свет. Идейное брожение, охватившее искусство стоявшей на краю гибели Византии, выразилось и в более экспрессивном направлении, которое выражало мистическую сущность учения Григория Паламы о единении с Богом, возможном на земле благодаря божественным энергиям, передаваемым "свыше" человеку. К этому направлению примыкал самый крупный Константинопольский мастер второй половины XIV века Феофан Грек. Он покинул страну и бОльшую часть жизни провёл на Руси, где расписывал церкви Новгорода, Москвы, Серпухова, Нижнего Новгорода. Феофан Грек был воспитан на традициях константинопольского искусства Палеологовского Ренессанса, но его творения экзальтированностью и мистической окрашенностью далеки от классицизма живописи этого периода. Вместе с тем они далеки и от того, чтобы быть "иллюстрациями" к учению, которое он разделял. Феофан Грек в своём творчествеотразил эпоху в целом, со всеми её противоборствующими тенденциями. Последний кратковременный расцвет искусства византийского круга связан уже не с самой Византией, откуда стали уезжать наиболее крупные и смелые мастера, а с живописью Сербии конца XIV - начала XV века; в частности с моравской школой живописцев, раписавших сербские монастыри долины Моравы. Сила константинопольского влияния удерживает моравские росписи в общем русле византийского искусства. Но при этом моравские мастера создали лирическое искусство с проникновенными чувствительными образами. Это приближённое к человеку искуссство было заключительным хрупким всплеском в его тысячелетней истории. После покорения Византии турками в 1453 году греческие художники нашли себе приют в афонских монастырях. Здесь и на Крите в XV-XVII веках ещё сохранялось безжизненное искусство, повторявшее старые византийские образцы и чаще имевшее ремесленный характер.
|
||
|
||