Искусство периода Империи

Правление Августа

После длительных и кровавых распрей в Римском государстве приходит к власти внучатый племянник Цезаря Октавиан Август. Он утвердил строй, при котором формально сохранялась республика, но все важнейшие должности в государстве сосредоточивались в руках императора.

Античные историки характеризуют время правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г н.э.) как "золотой век" Римского государства. Прекращены гражданские войны, экономика находится на подъёме, расцвет переживают все виды искусств, творят лучшие римские поэты: Вергилий, Овидий, Гораций, историк Тит Ливий, складывается классический римский стиль, оказавший огромное влияние на последующее развитие западноевропейской культуры.

Вот что пишет Светоний о деятельности "божественного Августа" по украшению Рима:

"Вид столицы ещё не соответствовал величию державы, Рим ещё страдал от наводнений и пожаров. Он так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным; и он сделал всё, что может предвидеть человеческий разум, для безопасности города на будущие времена.

Общественных зданий он выстроил очень много... Форум он начал строить, видя, что для толп народа и множества судебных дел уже недостаточно двух площадей... Некоторые здания он построил от чужого имени, от лица своих внуков, жены и сестры... Да и другим настойчиво советовал украшать город...

Весь город он разделил на округа и кварталы... Для охраны от пожаров он расставил посты и ввёл ночную стражу, для предотвращения наводнений расширил и очистил русло Тибра... Чтобы подступы к городу стали легче со всех сторон, но взялся укрепить Фламиниеву дорогу... а остальные дороги распределил между триумфаторами, чтобы те вымостили их на деньги от военной добычи. Священные постройки, рухнувшие от ветхости или уничтоженные пожарами, он восстановил и наравне с остальными украсил богатыми приношениями."

Благоустройство великого города и всей великой империи - такова была первейшая задача Августа. Благоустройство и культурный расцвет. В римской истории век Августа имел для культуры такое же значение, как в греческой - век Перикла.

...Девять грандиозных акведуков снабжали водой императорский Рим. римский писатель Юлий Фронтин уверенно заявляет, что нельзя сравнить их "каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или самыми прославленными, но праздными сооружениями греков".

В этих словах - ключ к пониманию едва ли не главного стимула римского искусства.

Культ полезности, даже пафос. Во имя государства! ибо пафос Рима имел очень конкретную основу; то был не пафос борьбы со смертью, как у египтян, не пафос красоты, облагораживающей мир, как в Элладе, не пафос борьбы со Зверем, как во многих древних цивилизациях то был пафос государственности, перерастающий в пафос мирового господства. Владычество как самоцель. Грандиозные вожделения, не устремлённые ввысь. Нужным, полезным было лишь то, что удовлетворяло таким вожделениям, будь то акведук, из окрестных гор доставляющий живительную влагу в столицу мира, или триумфальная арка, вдохновляющая римлян на новые ратные подвиги.

Для растущих городов империи требовались всё новые форумы, где в важные дни собирался народ; доходные жилые дома в несколько этажей; просторные портики, разделённые продольными рядами колонн, где заседали судьи и шла торговля; грандиозные амфитеатры, вмещающие десятки тысяч зрителей; термы - роскошные бани, часто служившие средоточием общественной жизни, - с огромными плавательными бассейнами, площадками для физических упражнений и... обширными библиотеками; монументы, прославляющие императоров и победы римских легионов.

Все эти сооружения прекрасно отвечали своему назначению, выражали в то время последнее слово техники, и их несколько тяжёлая величавость отличала зародившийся римский стиль от его эллинского прообраза. То было умелое развитие уже найденых архитектурных форм в соответствии с новыми потребностями.

Так как покорённые народы, будь то варвары, греки или иудеи, должны были зримо ощущать непоколебимое превосходство Рима, по всей необъятной империи воздвигались памятники, поражавшие воображение своей грандиозностью и своей пышностью, порой даже чрезмерной.

Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, т.е. въезд победоносного полководца в Рим, - одно из самых замечательных новшеств римского зодчества.

Главными мотивами творчества римских художников и поэтов становятся идеализация старины, воспевание "римского мира", прославление "божественного Августа". Художественное творчество этого периода в архитектуре воплощает идею мощи Рима, идею вселенского господства и непобедимости. Эта идея осуществлена в двух ведущих постройках: триумфальной арке Тита и Колизее.

 

Триумфальная арка Тита

Триумфальная арка Тита

Арка Тита - "прародительница" всех триумфальных арок нынешних европейских столиц - была возведена в 81 г. н.э. у входа на Римский Форум в честь победы в Иудейской войне. Она является классическим сооружением данного типа и представляет собой совершенную по форме, сверкающую белизной однопролетную арку, которая служит основанием для скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером внесло соразмерность и ясность в её формы, пластическую и живописную выразительность которых усиливают контрасты света и тени благодаря выступающему антаблементу и аттику (стены над антаблементом). Пространство арочного пролёта расширяется небольшими углублениями на поверхности свода (кассетами), а глубину пролёта усиливают настенные рельефные композиции, изображающие торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями.

Позднее были воздвигнуты более сложные трёхпролётные триумфальные арки: Септимия Севера (III в. н.э.), Константина (IV в. н.э.).

 

Амфитеатр Флавиев - Колизей

Колизей

В конце I века н.э. около Республиканского Форума было возведено самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - амфитеатр Флавиев или, как его ещё называют, Колизей. Такой амитеатр является чисто римским изобретением: не разомкнутый полукруг, открывающийся в естественный природный ландшафт, как в Греции, а замкнутый эллипс, отъединённость которого от окружающего ещё усилена высокой внешней стеной. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамично развёртывающихся зрелищ - гладиаторских боёв, являющихся порождением древних жертвоприношений в честь погибших на поле боя воинов.

Снаружи Колизей представляет собой трёхъярусную систему, основанную на применении римской архитектурной ячейки - ордерной аркады, - совмещающей два взаимопротивоположных принципа перекрытия - архитравный (балочный, как в Элладе) и сводчатый, воспринятый римлянами от этрусков.

В Колизее аркады пробивают единое мощное кольцо внешней стены, выявляя её толщу, а колонны, связанные с плоскостью, отмечают промежутки между арками, облегчая стену постепенной сменой тосканского , ионического и коринфского ордеров. Основой архитектурного образа Колизея является не пространство, как в греческом периптере, а глухая стена в сочетании с проёмами аркад, напоминающих о мостах, акведуках и триумфальных арках, воплощающих в себе эстетику римского техницизма. Их многократно повторяющийся ритм, их широкая победоносная поступь свидетельствуют о сложившемся и воплощённом образе имперского римского искусства.

 

Форум и колонна Траяна

Колонна Траяна

В первой половине II века н.э. при императоре Траяне продолжалось строительство грандиозных сооружений. В это время творил крупнейший архитектор из Дамасска Апполодор, грек по национальности. Он признан наиболее значительным представителем римской архитектуры. Апполодор возвёл новый Форум, превышающий размерами и роскошью все предыдущие. Этот новый Форум включал в себя триумфальную арку, двор м портиками, храм, библиотеку, рынок. Форум Траяна выделялся не только своими размерами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки.

В центре Форума Траяна высится колонна, поставленная в честь победы над даками, жившими на территории нынешней Румынии. Построенная из мрамора 38-метровая мемориальная колонна обвита спиральной лентой рельефов с изображениями военных подвигов Траяна.

Перед нами подробнейшее и добросовестное повествование. Именно повествование, а не обобщённое изображение. В греческом рельефе рассказ о реальных событиях подавался аллегорически, обычно переплетался с мифологией. В римском же рельефе ещё со времён республики ясно видно стремление как можно точнее, конкретнее передать ход событий вместе с характерными чертами участвовавших в нём лиц. В рельефе колонны Траяна мы видим римские и варварские лагеря, приготовления к походу, штурмы крепостей, переправы, беспощадные бои. Всё как будто действительно очень точно: типы римских воинов и даков, их оружие и одежда, вид укреплений - так что этот рельеф может служить как бы скульптурной энциклопедией тогдашнего военного быта. Изображения самого Траяна встречаются не менее девяноста раз, лица воинов чрезвычайно выразительны. Эта конкретность и выразительность составляют отличительную черту всей римской портретной скульптуры, в которой сильнее всего проявилось своеобразие римского художественного гения.

Перегруженность композиции колонны Траяна, её "перенаселённость" создаёт впечатление человеческого столпотворения, всемирного сдвига людских масс, который осеняет стоящий вверху император. Эта грандиозная и теснящаяся цивилизация уже ищет выход из самой себя.

И не случайно. Растёт число поклонников иранского бога Митры, египетской богини Исиды, малоазийской Кибелы, растёт число христиан. И именно в это время в 125 году н.э. в Риме Апполодор воздвигает Пантеон - храм всех богов, прославляющий гордую объединительную мечту империи, которая включала под римским главенством множество различных национальностей, верований и культур. В Пантеоне проявляются новые тенденции, устремлённые в будущее, за пределы античной цивилизации.

 

Пантеон

Интерьер Пантеона

Величавая мощь, изнутри озарённая ярким светом, - вот, пожалуй, идея, воплощённая в архитектуре этого храма. Пантеон - самый значительный по размерам римский купольный храм с совершенными пропорциями - диаметр купола почти равен высоте храма и, таким образом, в подкупольное пространство вписывается шар. Купол имеет высоту полусферы, которая покоится на цилиндрической основе стен. Толщина их достигает шести метров, и это придаёт внешнему облику храма некоторую тяжеловесность, которая, однако, искупается небывалым простором, открывающимся перед изумлённым посетителем внутри храма.

Вошедшего в храм поражает прежде всего раскрывающийся перед ним огромный зал, смелый разворот стен и совершенно особое, специфическое распределение света, проникающего в зал через круглое девятиметровое отверстие - "глаз Пантеона" - в центре колоссального купола, как в зените небесного свода. Под светом, падающим с неба, посетитель воспринимает весь этот величественный простор, обрамлённый роскошной архитектурой, словно частицу вселенной, здесь собранную под своды храма.

Греция не знала этого сферического охвата пространства, а Европа позднейших времён узнала благодаря Риму.

 

Термы Каракаллы

В период расцвета империи потребности римской городской жизни вызвали появление уже в I веке н.э. нового типа зданий - гигантских терм, рассчитанных на две-три тысячи человек. Лишь в руинах дошли до нас наиболее знаменитые термы императора Каракаллы (нач. III века н.э.) представлявшие собой целый ансамбль разнохарактерных по своему назначению сооружений, предназначенных для всестороннего развития человека.

К залам холодных и тёплых бань примыкали бассейны, палестры, стадии, цветники, библиотеки, залы для занятий музыкой, площадки для игр. Окружённое парком здание внутри было роскошно декорировано инкрустацией, колоннами, нишами со скульптурой, подлинными греческими статуями и их копиями.

С конца II века н.э. в римской архитектуре всё больше дают себя знать повышенная декоративность и внешняя репрезентативность, призванные утвердить подданных в богатстве императора и его щедрости, несмотря на разруху и обеднение империи. Композиционное решение строящихся в конце Римской империи зданий не несёт почти ничего нового по сравнению с более ранними постройками.

 

Римский скульптурный портрет

Красс

Основная статья: Искусство римского скульптурного портрета

В скульптуре начала Римской Империи складывается особый официальный стиль, ярко проявившийся в портрете и рельефе. В его основе лежит греческое искусство V - IV веков до н.э. Портретные статуи и бюсты императора Октавиана Августа изображают его молодым, во цвете лет, атлетического сложения и классической красоты, несколько греша перед истиной, так как по описаниям он был роста невысокого и хрупкого телосложения. Однако парадные портреты Августа, приравнивающие императора к небожителям, выявляют и индивидуальные, присущие только Августу черты, а также относительную уравновешенность и значительность его личности.

Идеализированы и многочисленные портреты преемника Августа - Тиберия. Большая динамичность, реалистичность, живописность, эмоциональность, театральная приподнятость характеризуют искусство середины и второй половины I века н.э. Уже полностью разоблачителен при всей своей благородной сдержанности портрет преемника Тиберия - Калигулы, убийцы и истязателя. Реализм римского портрета отчётливо проявляется в портрете Нерона. Здесь уже видно, как далеко отошло римское портретное искусство от идеализации времён Августа. Наиболее полное развитие новый стиль реалистического портрета приобретает в последнюю треть I века н.э., и в бюсте Веспасиана отброшена всякая индивидуализация: хитроватый, умный, насмешливый, умудрённый опытом пожилой человек.

Стиль римского скульптурного портрета менялся вместе с общим мироощущением эпохи. В портретах второй половины III века воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек осознаёт себя слабым существом. В IV веке появляются портреты, выполненные в различном стиле, и наряду с существованием традиции римского реалистического портрета появляются грубость и упрощённость или обобщённость образа.

 

Фаюмский портрет

Портрет девушки. Фаюм

Основная статья: Фаюмский портрет

В римском искусстве портрет получает широкое распространение не только в скульптуре, но и в живописи. Почти единственными памятниками античного живописного портрета являются фаюмские портреты. Название они получили по месту нахождения в римской провинции - Египте, в некрополе оазиса Эль-Фаюм. Это портреты культового назначения, их писали еще при жизни заказчика и изображали молодых людей и людей среднего возраста, но положены они нередко на мумии глубоких стариков. Иногда портрет, обрамлённый рамой, выставлялся в атриуме.

В портретах I и II веков н.э. заметно влияние эллинистически-римского искусства. Точно воспроизведены возрастные особенности и этнические черты, ярка обрисовка индивидуальных особенностей. В конце II - III веков в портретах появляется схематизм, обобщённость, игра светотени сменяется жёстким рисунком, раскрашенным локальными красками.

 

Раннехристианское искусство

Основная статья: Раннехристианское искусство

Диоклетиан и тетрархи

Распространение христианской религии создало и новые архитектурные сооружения. Первыми из них были катакомбы. Они тянулись на многие километры и окружали Рим сплошным кольцом. Прорытые в мягком туфе подземные ходы-галереи имели около 1 м в ширину и до 3-4 м в высоту и иногда располагались друг под другом в несколько ярусов. В стенах катакомб первые христиане хоронили своих собратьев по религии, в катакомбах молились, совершали поминки и иные христианские обряды.

В III веке в христианском искусстве живопись проявляется через росписи катакомб. Для них характерно схематичное построение формы, без детализации.

В IV веке н.э. после признания христианства государственной религией начинают строить христианские храмы - базилики, форма и название которых были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями.

Конструктивное решение христианских базилик отличалось чрезвычайной простотой. Они имели прямоугольные очертания, внутренне пространство расчленялось на три или пять продольных частей - нефов. Неф - в переводе с греческого - корабль, ковчег. Таким образом, здание христианской церкви уподоблялось Ноеву ковчегу. Нефы отделялись друг от друга рядами мраморных колонн, на которые опирались арки или антаблемент (балочные перекрытия). Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было столь же скромно.

Наряду с базиликами в раннехристианское время стоились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли своё дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Широкой известностью пользуется мавзолей Санта-Констанца в Риме. Барабан его купола покоится на расположенных по кольцу парных колоннах. Центральный объём здания окружён галереей, перекрытой сводом.

В конце Римской империи развивалась и монументальная живопись. Фресками и мозаиками украшались здания базилик. Выражая совершенно новые христианские идеи, они всё же продолжали следовать сложившимся античным традициям.

 

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
  2. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980.
Besucherzahler sexy Russian and Ukraine brides looking for men
счетчик посещений
Beautiful, pretty and sexy single women homepage counter счетчик сайта
Hosted by uCoz