|
||
Этрусское искусствоЭтруски - особый народ с особой культурой, которую можно рассматривать и как предвестницу культуры римской, и как вполне оригинальную, а значит и неповторимую. Загадочно происхождение этрусков) скорее всего пришельцев из Малой Азии), и до конца неразгаданным представляется нам их художественный идеал. Сохранившиеся памятники архитектуры, скульптуры и живописи этрусков говорят о своеобразной и высокой цивилизации, соперничавшей некогда с Элладой и Карфагеном. В искусстве Этрурии прослеживаются древние западносредиземноморские корни и связь с европейскими культурами железного века, и влияние Востока, и, наконец, греческие влияния. Но при всём этом этрусское искусство отличается самобытностью стиля, в котором все заимствования своеобразно объединились с местными чертами, подчинились идеалам этого народа, его совершенно особому мироощущению, которым пронизано этрусское искусство. В этом мироощущении чувствуется неизжитый первобытный страх перед неизведанным, перед звериной мощью природы или судьбы, страх перед смертью. Природное жизнелюбие этрусков омрачалось этим страхом. Какая-то внутренняя сила толкала этрусков к фантастике, к сверхъестественному, у изображению демонов, всяких чудовищ. Тут, вероятно, сказывалось некое духовное родство с древними культурами Передней Азии. Как и египетская, этрусская культура знакома нам в основном по гробницам. Но если идейное содержание египетского заупокойного культа нам достаточно хорошо известно, то мы можем только догадываться о сокровенном смысле этого культа в Этрурии. Этрусским городам живых сопутствовали некрополи с гробницами, круглыми, высеченными в скалах или сложенными из каменных плит, с глиняным холмом - тулумусом на поверхности, с корридором - дромосом, ведущим в погребальную камеру. Этрусские гробницы этого типа оказали воздействие на архитектуру гробниц Древнего Рима. Гробницы воспроизводят домашнюю обстановку, привычную для усопшего, включая изображения его самого и сцен, напоминающих о жизни. Она как бы продолжалась в гробнице, но не так как в египетском заупокойном культе, а независимо от праха покойного, который нередко сжигался. Однако, как и для египтян, портретное сходство имело для этрусских художников первостепенное значение. Портрет увековечивал черты усопшего, вырывал их из вечной тьмы загробного мира. При строительстве городов этруски применяли геометрическую планировку улиц. Дома были прямоугольные в плане, перекрытые четырёхскатными крышами с сильно свисающими концами. В центре крыши находилось обычно сквозное отверстие, через которое освещалось главное помещение дома - атриум, вогруг которого располагались жилые и хозяйственные помещения. Тип жилого дома этрусков с атриумом продолжал развиваться в римской архитектуре. В Этрурии был выработан этрусский или тосканский ордер с базой и капителью, сходной с капителью греческого дорического ордера, но с колонной без каннелюр. С этрусской живописью нам посчастливилось больше, чем с греческой. В Тоскане, где некогда жили этруски, сохранилось несколько десятков могильных склепов со стенами, расписанных сверху донизу в технике фрески. Эти росписи дают нам ясное представление об этрусской живописи, достигшей расцвета во второй половине VI века до н.э. Большие любители греческой расписной керамики, этруски считались лучшими клиентами аттических и коринфских гончарных мастерских. Греческая вазопись в чём-то могла определить общее развитие этрусской монументальной живописи, сохранившей, однако, черты совершенно особого мироощущения. Размещённые по поясам погребальные сцены и сцены охоты и пиров, состязания и танцы, могучие фигуры зверей. Сплошь плоскостные изображения. Тёплые, звучные тона при совершенно произвольной раскраске (случается, например, что у лошади голова чёрная, грива жёлта, спина красная, а ноги оранжевые и чёрные). Высокая декоративность и порой грандиозный размах композиции. Архаическая условность, но и острая выразительность. В движениях порывистость, даже нервозность. Вот это, пожалуй, отличает прежде всего этрусское искусство от греческого. Силуэты танцующих поражают своей экзальтированной изощрённостью, и что-то беспокойное тревожит зрителя в самом танце. Нет, это не гармонически ясное мироощущение Эллады! В этрусской экзальтации нам чудится жажда какой-то отдушины. Апполон из Вей Подлинно самобытному этрусскому искусству так и не суждено было перейти от архаики к подлинной классике. Типично архаический Апполон из Вей - самый, вероятно, совершенный из дошедших до нас памятников этрусской скульптуры. Он очень похож на современных ему греческих куросов и в то же время резко отличен от них. Этрусский Апполон не обнажён и не неподвижен; он как бы шагает куда-то.. Улыбка играет в его глазах и вокруг рта. Это архаическая улыбка, но ни у одного греческого Апполона мы не увидим такой острощемящей, пронзительной улыбки. Эта улыбка вещает не о грядущем радостном упоении, а о чём-то другом, загадочном, не передаваемом словами. Приверженность не к идеальному, как у греков, а к характерному, индивидуальному привело к главному достижению этрусков в области скульптуры - портрету. Он развивался из оформления урн-каноп для сожжённого праха умерших, которые изображаются возлежащими, повторяя позы пирующих. Фрагмент саркофага Саркофаг с возлежащими изваяниями супругов ярко передаёт сокровенную торжественность этрусского заупокойного культа. Покровительственно величав и самодоволен образ супруга. Мы восхищены отделкой саркофага, согласованностью с ним обеих фигур, но не знаем, как понять этот образ, равно как и образ супруги, тоже озарённый архаической улыбкой. ...Первобытный страх перед неизведанным, перед звериной мощью природы или судьбы не был изжит в мироощущении этрусков. Образ Зверя тревожил их, несомненно. И вот этот образ во всём его грозном великолепии: знаменитая Капитолийская волчица, шедевр этрусской скульптуры V века до н. э. Оскалившись, глядит она на нас не предвещая ничего доброго. Самый острый реализм в изображении устрашающей силы. Капитолийская волчица Согласно легенде, основатели Рима, Ромул и Рем были вскормлены волчицей. Сами их фигурки сделаны в эпоху Возрождения взамен утраченным этрусским. В последующие века этрусское искусство постепенно утратило свою самобытность, выдохлось в беспомощном подражании греческому, а затем вся Этрурия была поглощена Римом. Однако этруски сыграли значительную роль в истории античной культуры. Они передали италийским племенам искусство возведения дренажных сооружений, типы построек, культовые обряды, ряд мифологических образов, имеющих греческую основу. Этрусское письмо послужило основой для латинского письма и других систем письма центральной и северной Италии. Несомненно влияние на италиков, и в особенности на римлян, оригинального этрусского искусства, религии с её верой в злых и добрых демонов и культом предков, а также ряда политических институтов и бытовых традиций. Римляне много заимствовали в культуре этрусков, а бронзовая волчица, созданная этрусским художественным гением, стала надолго величественным символом сурового и жестокого Рима.
|
||
| ||